Цветовая модель - это представление цвета путем его разложения на базовые компоненты. В цветовой модели для каждого оттенка, входящего в цветовую гамму модели, определяется доля цветовых компонентов, которые характеризуют выбранную модель. Наиболее распространенными цветовыми моделями являются следующие модели: RGB (Red - красный. Green - зеленый, Blue - синий), CMYK (Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow -желтый, Black - черный) и HSB (Hue - оттенок, Saturation - насыщенность, Brightness - яркость).
Большинство цветовых моделей описывают цвета, входящие в цветовое пространство соответствующего устройства. В частности, модель RGB используется при воспроизведении цветов на экране монитора, сканировании, а также печати на цветном струйном принтере. Модель CMYK применяют в полиграфии. Давайте поговорим про цветовую модель RGB.
Глаз человека воспринимает длины волн в диапазоне от 400 до 700 нм. Длину волны от 430 нм до 470 нм человеческий глаз воспринимает как синий цвет, в диапазоне от 500 до 540 нм, как зеленый цвет и в диапазоне от 620 до700 нм, как красный цвет. В компьютерной промышленности эти цвета называются тремя первичными цветами. Для их обозначения и используется цветовая модель RGB.
Все цвета, встречающиеся в природе, можно создать, смешивая свет трех этих длин волн, варьируя их интенсивности. Смесь, состоящая из 100% каждого цвета, дает белый свет. Смесь 0% от каждого цвета дает отсутствие света или черный свет. Искусство воспроизведения цвета путем сложения в
различных пропорциях трех первичных RGB цветов называется аддитивным смешением.
Путем проекции трех цветов: красного, зеленого и синего на светлую поверхность можно плучить большенство цветоввидемой области спектра, например голубой, пурпурный и желтый. Этот принцип используется для воспроизведения цвета в видео и в компьютерных мониторах. Будучи определена природой компьютерных мониторов, система цветов RGB является самой популярной и распространенной.
И это естественно, так как аппаратные средства, которые вы используете, явно или неявно влияют на характер и процесс вашей работы с цветом. Однако именно в этом проявляется и недостаток системы RGB, она исключительно зависима от устройства. При замене устройства изменяются и цвета. Она не очень подходит для воспроизведения цвета, когда в одном комплексе должны работать сканер, принтер и монитор.
Поскольку она использует три аддитивных первичных цвета, она не подходит для раскраски или для красителей и пигментов, используемых при печати, поскольку те используют другой набор первичных цветов (голубой, пурпурный, желтый). Цветовые модели CMYK. Три вторичных цвета CMY при смешивании создают черный цвет. Выражение цвета путем вычитания из белого света одной из компонент называется субтрактивным смешением.
Краски или красители создают цвет субтрактивным методом: когда краситель или пигмент поглощает красный и отражает зеленый и синий свет, мы видим голубой. Когда он поглощает зеленый и отражает синий и красный, мы видим пурпурный. Голубой, пурпурный и желтый являются тремя базовыми цветами, используемыми в субтрактивном смешении. Цвета в таких светящихся устройствах, как телевизоры и компьютерные мониторы формируются путем смешивания трех первичных цветов RGB, но такие средства воспроизведения цвета, как печатные издания и картины работают на поглощении одних длин волн и отражение других три вторичных цвета CMY. Поскольку реальные чернила CMY не создают чисто черного цвета он получается темно коричневым, а также при создании черного цвета с помощью модели CMY тратится в три раза больше красок, то к этим трем цветам добавляется отдельно черный цвет (К) и модель называется CMYK. Диапазон представления цветов CMYK хуже, чем в RGB, поэтому при преобразовании данных из RGB в CMYK цвета получаются более темными и приглушенными.
Для расширения цветового охвата применяют цветоделение на шесть красок. Модель HexaChom в ней кроме цветов CMYK используются дополнительные -Green и Orange (зеленый и оранжевый). В современной цифровой, широкоформатной и офсетной печати используется система 12 цветов.
Цветовые модели CIE. Эти цветовые модели были разработаны Международной комиссией по освещению. Они основаны на реакции человеческого глаза на RGB и спроектированы так, чтобы точно представлять восприятие цвета человеком. Эти модели используются для того, чтобы определять так называемые аппаратно независимые цвета, которые могут правильно воспроизводиться устройствами любого типа: сканерами, мониторами и принтерами. Эти модели широко применяются, потому что их легко использовать на компьютерах и они описывают широкий диапазон цветов.
Системы цветов HSB и HSL Системы цветов RGB и CMYK базируются на ограничениях, накладываемых аппаратным обеспечением (мониторами компьютеров в случае RGB и типографскими красками в случае CMYK). Более интуитивным способом описания цвета является представление его в виде тона, насыщенности и яркости - система HSB.
Она известна также как система HSL (тон, насыщенность, освещенность). Тон представляет собой конкретный оттенок цвета, отличный от других: красный, зеленый, голубой и т. п. Вы можете видеть как изменяется цвет фотографии с натюрмортом при воздействии на нее цветового тона. Насыщенность цвета характеризует его относительную интенсивность (или чистоту). Уменьшая насыщенность фотографии с натюрмортом мы делаем цвета более пастельными или блеклым и размытым, а увеличивая насыщенность получаем более яркие или ядовитые и резкие цвета.
Яркость (или освещенность) цвета показывает величину черного оттенка, добавленного к цвету, что делает фотографию с натюрмортом более темной или уменьшая что делает ее более светлой. Система HSB хорошо согласуется с моделью восприятия цвета человеком. Тон является эквивалентом длины волны света, насыщенность - интенсивности волны, а яркость - общего количества света. Система HSB имеет перед другими системами важное преимущество: она больше соответствует природе цвета. Недостатком этой системы является то, что для работы на мониторах компьютеров ее необходимо преобразовывать в систему RGB, а для четырехцветной печати - в систему CMYK.
Цветовые палитры. При использовании цветовых моделей цвет может быть задан путем ввода его числовых значений. В данном случае цвет выбирается из библиотеки (в графической программе таких библиотек несколько), и можно руководствоваться только названием цвета и его представлением на экране.
Во многих графических программах, особенно в тех, которые специализируются на обработке векторных изображений, предусмотрена возможность использования каталогизированных цветов не только при обработке изображений, но и при выводе на печать. Это означает, что при помощи программы можно создать цветоделенные пленки, каждая из которых предназначена для печати краской того цвета, который был выбран из библиотеки при создании изображения. Качество печати при этом возрастает, поскольку печать выполняется красками с чистым цветом и растрирование изображений не производится. На этом урок про цветовые модели и палитры закончен.
⇐Фрактальная графика | TeachPro WEB-дизайн | Вспомним а0оьв photoshop⇒