Форму человек всегда находил у природы. С давних времен природа являлась неисчерпаемым источником творческого вдохновения, кладезем художественных образов. Ковш в виде утки или гуся, подъемный кран в виде журавля, цапли или аиста. Форма крыла самолета ассоциируется с формой птицы, с орлом, соколом, альбатросом. Геометрическая форма снежинок или морских звезд вызывает у человека положительные эмоции, ассоциируется с произведением искусства. Красота и геометрия природных форм не всегда прямолинейна и геометрически регулярна.
В природе достаточно много прекрасных криволинейных форм: спиральные формы раковин, плодов, фруктов, ягод, цветов, насекомых и так далее. Привлекательность формы может быть как в симметричности, так и в асимметрии, в напряжении и движении, в простоте и структурной сложности. Вид красивой рукотворной формы органично связан с ее назначением (функцией), материалом, конструкцией, способом изготовления (технологией), эпохой, модой и многими другими условиями.
Считается, что форма предмета - это его геометрическая структура, организация и соотношение всех ее элементов и частей: точек, линий, поверхностей. С геометрической точки зрения форму подразделяют на плоскую и пространственную. Плоская форма или плоская фигура - это совокупность точек и линий, расположенных определенным образом в одной плоскости. К плоским формам относят, например, многоугольники, окружности, эллипсы, фигуры, составленные из лекальных кривых.
Пространственные формы или объемные фигуры - это совокупность точек, линий, поверхностей и их частей, расположенных определенным образом в пространстве. К ним можно отнести, например, шар, конус, цилиндр, пирамиду и т. п.
Известно, что красота и успех созданного дизайнером изделия состоит, прежде всего, в том, что его основная форма и ее элементы соответствуют задаче проектирования. Создавая какую-либо форму предмета, дизайнер оперирует различными средствами: пропорциями и пропорциональными соотношениями, симметрией и асимметрией; законами композиции; цветом и светом; различными видами декора и т. д. Эмоциональное воздействие природы, опыт повседневных наблюдений показывают дизайнеру, какие отношения пропорций, цвета, света и тени, пластичных форм в окружающей среде вызывают у человека то или иное впечатление.
Именно в природной среде художник находит удивительные геометрические признаки формы и ее частей. Целесообразная красота природы неисчерпаемый источник создания гармоничной и красивой формы. Именно природа проектирует любой живой или неживой организм согласно определенной геометрической схеме. Так паутина, с ее сложнейшими геометрическими переплетениями легла в основу плетения кружев многих народностей. Насекомые, грибы, цветы, деревья, птицы, рыбы, фрукты, камни, горные массивы и многие другие объекты живой и неживой природы дают дизайнеру идеи для разработки дизайн-проекта изделия.
Во всех природных объектах главенствует геометрия. Она, так или иначе, присутствует в форме и конструкции различных объектов, в том числе архитектурных, технических, а также в строении человека и животных. Среди самых распространенных типов симметрии в живой природе стоит назвать лучевую и двухстороннюю симметрию. Даже орнаменты, декорирующие изделия народного и декоративно-прикладного искусства черпают свои мотивы у природы. Известно, что форма современных самолетов и космических кораблей ассоциируется с формой птиц, морских животных и т.д. Характерные элементы летательных аппаратов, форма фюзеляжа сравнимы с ласточкой, соколом альбатросом, дельфином и др.
Природная форма привлекает наше внимание, порождает эмоции и чувства. Такое очеловечивание всегда было традиционно для духовного отношения людей к природе. Активность природной формы является источником ее привлекательности. Иногда достаточно одного намека на природную форму, сразу создается «визуальный» язык - особый язык формы. Так, при восприятии формы подъемного крана, возникает сравнение его с жирафом. Расположение атомов внутри кристаллов, звезд в созвездиях и галактиках представляет собой картину, в основе которой лежит математическая закономерность прекрасного. Красивы современные мосты, где так хорошо поработали дизайнеры, их конструкции решают геометрические проблемы натяжения, давления и нагрузки, а так же следуют рациональности природных форм, окружающего ландшафта, геологического рельефа.
Другой пример, расстояния между этажными перекрытиями или членениями уменьшаются по мере возрастания структуры архитектурного строения в той же пропорции, как и интервалы между утолщениями ростков тростника. Если внимательно присмотреться с точки зрения геометрии форм к любому объекту, то можно заметить, что он состоит из известных геометрических фигур или простых форм к ним приближающиеся, например, квадрат, круг, прямоугольник, ромб, многоугольник, овал, трапеция и т.д. Известно, что геометрический вид формы можно определитьсоотношением величин измерения: длины, ширины, высоты, толщины, радиусами кривизны, характером поверхности, например, криволинейная, прямолинейная, топографическая и т. п.
Сложную форму можно также представить как сочетание объемных геометрических тел или сочетание плоских геометрических фигур. Простейшие фигуры играют роль «кирпичиков». Набор конструкционных геометрических «кирпичиков» закономерно называть графическим меню или палитрой форм. В этом ключе все объекты живой природы и неорганического мира можно описать одними и теми же условными понятиями, числами, геометрическими образами, одинаково понятными для каждого человека. В том числе таких понятий можно назвать геометрические: «точка», «линия», «поверхность», «плоскость», «угол», «многоугольник» и т.п. Эти абстрактные понятия происходят из древнейшей геометрии, что позволяет не только представить себе воображаемые объекты для дизайн-проектирования, но и с помощью математического абстрагирования лучше узнать о некоторых сторонах предмета, больше и глубже изучить его форму с целью ее совершенствования.
Форма и внешний облик многих вещей и объектов всегда несут в себе эмоциональный заряд, вызывая чувство радости и восхищения от характера плавных ее линий, расположения в пространстве. Мы говорим «строгая» форма, если в ней присутствуют простые геометрические тела с лаконичностью очертания. Линии строгой формы, как правило, немногочисленны и лаконичны. Строгая форма не терпит обильного декора, орнаментального и изобразительного излишества. Язык «строгой» формы скуп, но выразителен. Тонкость очертаний, плавность линий характерны для «изящной» формы. Ей свойственна художественная соразмерность, изысканная красота, грациозность. «Изящная» форма не допускает массивных составляющих частей, рубленности линий. Она стремиться к максимальной плавности, легкости, утонченности, гармоничности.
«Мягкая» форма характеризуется неопределенностью очертаний. «Мягкая» форма легко поддается давлению, меняет форму под воздействием внешних сил. Для «мягкой» формы не характерны резкие очертания, ярко выраженные плоскости. «Живая» форма выражает внешнюю энергию, подвижность. Ей свойственная большая выразительность, экспрессия. При отображении «живой» формы важно выявить движение (внешнее или внутреннее). Живая форма находится в постоянном стремлении к изменению своего качественного состояния. «Живая» форма не принимает неестественности. Она всегда связана с внешним миром.
Форму, с точки зрения пластической характеристики, дизайнеры-художники делят на «тяжелые» и «легкие». К «тяжелой» они относят форму, имеющую в своей основе куб, параллелепипед, шар. К «легкой» - сильно вытянутые вверх параллелепипед, пирамиду эллипсоид, вытянутые равнобедренные треугольники и т.п. Чтобы форма была еще легче, ее обычно разбивают на части, иногда декоративными накладками, вставками. В противопоставлении формы большую роль играет контраст. Например, форма большая и маленькая, вертикальная и горизонтальная, кривая и плоская, ровная и бугристая, простая и сложная и т.п.
⇐История русского дизайна. русский дизайн с xix в. до наших дней | TeachPro WEB-дизайн | Основные правила композиции⇒