История русского дизайна. Дизайн - термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, главной целью которых является формирование эстетических и функциональных качеств окружающей предметной среды. Английское «design» - производное от итальянского «disegno» означает не только чертеж, рисунок, замысел, проект, но и гораздо более сложные вещи, едва ли не всю область работы художника. В узком смысле дизайн - это художественное конструирование. В широком смысле - дизайн - это деятельность, направленная на создание нашего окружения, гармоничного, понятного и удобного в использовании предметного мира, в котором мы живем.
Создание предметного мира - одна из древнейших сфер художественного творчества. Уже на заре цивилизации, одновременно с совершенствованием первых орудий труда, предметов обихода формируются ранние формы художественного осмысления окружающего мира, преобразуемого человеком. На протяжении всей истории человечества развиваются различные техники художественной обработки изделий, осваиваются новые материалы, расширяется сфера деятельности художника, усложняются его задачи.
Особенности формы, орнамента, фактуры, цвета в изделиях разных народов неразрывно связаны со своеобразием их хозяйства, образа жизни, обычаев, культуры, с особенностями климатических условий, видами местных материалов и так далее. Поэтому специфика развития русского дизайна неразрывно связана с русской национальной культурой, историей, особенностями природно-климатических условий нашей страны.
Русский дизайн с 8-м до начала 17 веков. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в эпоху палеолита художественная деятельность первобытного человека проявляется не только в изобразительном творчестве (наскальные рисунки, пластика), но и в изготовлении и оформлении утилитарных предметов - орудий труда, бытовой утвари. В процессе совершенствования продуктов труда, постижения свойств разнообразных материалов, освоения способов и приемов обработки, отбора из них наиболее экономных, эффективных возникали первые представления о красоте изделий, формировалось универсальное эстетическое чувство человека.
Первобытные охотники, применявшие только грубые каменные инструменты, уже пытались украсить свои изделия из кости и рога простым орнаментом или изображениями животных, вырезать примитивные костяные статуэтки. Эти древние формы искусства тесно связаны с поклонением силам природы и применялись при совершении магических ритуалов. Таково, например, «Изображение оленя. Пещерная роспись. Палеолит». Именно в эту эпоху появился первый орнамент, который стал средством художественно -образного украшения предметов. Появление орнамента связано с развитием технологии обработки различных природных материалов - камня, кости, глины.
Изобразительная символика русского орнамента зачастую была связана с религиозными представлениями славян, с языческими культами, на которые впоследствии наложилось христианское мировоззрение. Ни один элемент орнамента не был случаен, каждая черточка, каждый образ что-то обозначали. Уникальным явлением в русском орнаментальном искусстве был растительногеометрический плетеный орнамент. В VIII-X веках искусно декорировались самые разные изделия. Художественная техника отличалась многообразием.
Поскольку Русь была по преимуществу лесной страной, дома строились из дерева, очень многие предметы быта так же изготовлялись из древесины. Например, изделия из дерева делались резными и расписными, точеными и инкрустированными. Металл ковали, чеканили, гравировали, чернили, эмалировали. Эмалевые, черневые и сканные изделия русских мастеров были известны и ценились далеко за пределами Руси.
Ткани красили, расшивали бисером, жемчугом, золотом и серебром. Объединение славянских племен, образование ими крупнейшего восточнославянского государства, принятие единой государственной религии (христианства), обусловили бурный рост художественных городских ремесел в конце X века. Обучение столяров, резчиков, золотников и других мастеров происходило, как правило, при монастырях. Так, в 1456 году в Троице-Сергиевской лавре под руководством мастера Амвросия была создана школа резчиков по дереву. Для покрытия нужд великокняжеского двора Василий III организовал в 1511 году Московскую оружейную палату - мастерские, вырабатывавшие различные предметы вооружения и быта. Основными потребителями изделий художественных ремесел явились на Руси в XI - XVII веках княжеско-боярские дворы и помещичьи усадьбы, а также монастыри и церкви, служившие в то время центрами культурной жизни.
Именно к этому периоду относится рождение и развитие нового типа поселения - усадьбы. Усадьба - комплекс жилых (хоромных) и хозяйственных помещений. Типичные хоромы - это несколько бревенчатых срубов, соединенных сенями, со временем обраставшими дополнительными постройками: прирубами, придельцами, присенцами, задцами, гульбищами. Вскоре в такой комплекс стала включаться и церковь. Вся композиция была подчиненная бытовым требованиям целесообразности и практичности. Общая меблировка таких сооружений была пристенной. Предметы мебели были конструктивно просты, строги и относительно легки, декорировались традиционными русскими орнаментами.
Русский дизайн 17 века (петровская эпоха) XVII век ознаменовался общим подъемом производства на Руси бытовых изделий, расцветом всех видов прикладного искусства. Рынок становивится общенациональным, развивается торговля и культурные связи с Западной Европой (Польшей, Германией, Англией, Швецией и другими странами). Происходит обогащение прикладного искусства за счет новых стилевых мотивов и форм, прикладное искусство становится светским. История России конца XVII - первой четверти XVIII века неотделима от имени одного из крупнейших политических деятелей России - Петра I.
В XVII веке формируются новые принципы архитектуры и градостроительства. Постройки Петербурга являются примером комплексного решения интерьеров, представляющих в эстетическом плане единое целое. Убранство дворцовых помещений и предметы мебели начала XVII века характеризуется сдержанностью и утилитарностью решений. В XVII веке утверждается понимание необходимости художественного решения каждой отдельной вещи с учетом особенностей всей архитектурно-предметной среды. Складываются приемы оформления, характерные для разных типов помещений. Залы, приемные и другие многолюдные помещения решаются обычно очень декоративно, служебные и интимные - значительно более строго.
К середине XVIII века господствующие позиции в русском искусстве занимает так называемый стиль рококко, завершавший тенденции позднего барокко. Парадные интерьеры этого времени, например некоторые помещения Петергофского, Царскосельского и других дворцов, почти сплошь декорируются вычурной резьбой. Общие особенности орнамента рококко таковы: изогнутость линий, обильная и асимметричная компоновка стилизованных или близких к натуре цветов, листьев, раковин, глазков и т. п. Все это полностью воспроизводятся в русской архитектуре и мебели того времени, керамике, одежде, каретах, парадном оружии и т. д.
С 60-х годов XVIII века начинается переход к классицизму с его лаконичными и строгими формами, обращенными к античности и отмеченными большой сдержанностью и изяществом. В планировке, оборудовании и декоре городских особняков и дворцов появляется четкая симметричность, пропорциональная ясность. Стены помещений скрываются зеркалами и панелями из шелкового штофа, декоративных хлопчатобумажных тканей, сукна или грунтованных расписных холстов.
Полы набираются из дерева различных пород, а иногда обтягиваются холстом или сукном; потолки расписываются (например, в технике гризайль, имитирующей рельефную лепку). Переходы от стен к потолку в парадных помещениях решаются в виде карнизов, дверные проемы превращаются в порталы со скульптурными завершениями. Оконные проемы увеличиваются, получают красивые пропорции. Среди архитекторов этой эпохи можно назвать Кокоринова, Баженова, Кваренги, Старова. В конце XVIII века в оформлении крупных дворцов выявляется отделение проектирование изделий (мебели, светильников, часов, шпалер и др. утвари и предметов убранства) как особой области творческой деятельности. В роли проектировщиков выступают в основном архитекторы и профессиональные художники.
В XVIII веке при отдельных усадьбах для обслуживания возросших поместных нужд организуются крепостные мастерские, выпускающие довольно крупные партии мебели, фарфора, паласов и других изделий. В дальнейшем на базе помещичьих мастерских развиваются кустарные промыслы, а на базе купеческих - капиталистические предприятия. Именно поэтому, в производстве изделий на массовый рынок постепенно все больший вес приобретают сравнительно крупные частные мануфактурные (основанные на ручном труде) и механизированные предприятия. Таким образом, формируются объективные предпосылки для нового этапа развития прикладного искусства - индустриального периода.
⇐То необходимо знать web-дизайнеру | TeachPro WEB-дизайн | История русского дизайна. русский дизайн с xix в. до наших дней⇒