страница. Это может быть самая разная информация: изображения (например, часто дают маленькое изображение, которое является ссылкой на его более крупную версию), звуковые файлы, программы, ну и конечно гипертекстовые страницы или даже отдельные элементы на них.
Соответственно, и поведение браузера при переходе по гиперссылке будет разным. Если это HTML-страница, она будет показана пользователю; если адрес электронной почты, то при переходе по такой ссылке будет запущена почтовая программа и создано новое письмо; если программа, то будет предложено сохранить её на диск… Ну и так далее.
Для разметки гиперссылок используется элемент <4></Л>. Это текстовый элемент. Должен содержать как открывающий, так и закрывающий теги. Содержимым этого элемента могут быть текст и текстовые элементы, в том числе и изображения. Ссылки не могут вкладываться друг в друга, т.е. внутри одного элемента <Л></Л> не должно быть других элементов <Л>.
Такая вот разметка будет неправильной. Помеченный как гиперссылка текст обычно оформляется синим цветом и подчеркиванием. Это, конечно, не догма, но, чтобы пользователь мог легко находить в тексте ссылки и не путать их с другим каким-либо оформлением, следует более-менее придерживаться принятого способа обозначения ссылок. А также не использовать его в других целях. Нет ничего неприятнее в Интернете, чем подчеркнутый текст, не являющийся ссылкой. Если ссылкой является изображение, оно по умолчанию обычно обводится синей рамкой. Но об этом мы поговорим при изучении изображений.
Немаловажным является вопрос, какую часть текста делать гиперссылкой. Однозначно можно сказать, что не следует делать гиперссылок вроде "нажмите здесь". Это абсолютно бессмысленно. Подчеркнутый текст и так говорит пользователю, что на него нужно кликнуть. Это всё равно, что писать "нажмите здесь" на всех в мире кнопках. Тем более, что "нажимают" только пользователи визуальных браузеров. Достаточно совсем небольшого опыта работы в сети, чтобы выработался условный рефлекс на подчеркнутый текст. Именно поэтому так важно то, о чём мы говорили выше: не оригинальничать в оформлении ссылок.
Их подчеркивание - не чья-то прихоть, а необходимое условие формирования в сознании пользователя стереотипа, помогающего ему ориентироваться в гипертекстовой среде. Что же тогда следует заключать в элемент <Л>? Прежде всего, это должны быть информационно значимые слова. Ссылка не должна быть слишком длинной. Не нужно заключать в элемент <Л> целые предложения. Гораздо лучше заключить в него наиболее важную часть предложения. Такие ссылки будут более заметны в тексте и пользователю будет легче "зацепиться" за них взглядом. Хотя, конечно, нет правил без исключений. Существуют, например, сайты, представляющие из себя каталоги ссылок, где 90% страницы заняты именно ссылками.
Но это - отдельный случай. Теперь подробнее о том, как же, собственно, нам сделать некий фрагмент нашего документа гиперссылкой, а точнее говоря, сделать его "отправной точкой" гиперссылки. Как вы помните, его нужно заключить в элемент <A></A>, но этого ещё не достаточно. Элементу нужно задать атрибут href. Значением этого атрибута будет как раз адрес "пункта назначения", т. е. документа, на который эта ссылка ведет.
Адрес этот может быть абсолютным или относительным. Что это значит? Абсолютный адрес - это URL. Надеюсь, вы помните, что это такое: Uniform Resource Locator, адрес, однозначно определяющий расположение документа в Интернете. При этом "адрес отправителя", т.е. страницы, с которой ведёт ссылка, не имеет никакого значения. Так же как не важно, из какого почтового отделения вы отправляете письмо. Для ссылок на страницы вне вашего сайта это единственный способ. Однако если документ находится на этом же сайте, можно использовать так называемые относительные ссылки. В таких ссылках путь к "пункту назначения" прокладывается от "исходного" документа, т. е. от того, в котором находится ссылка.
Допустим, у нас в документе indexHTML находится ссылка на документ aboutHTML. Документы эти, как видите, лежат в одной папке. В этом случае в ссылке нам достаточно указать только название файла. Если "пункт назначения" находится в подпапке, то нам уже нужно указать имя этой папки, слэш, имя файла. Может быть и такая структура, что нам нужно подняться из текущей папки на уровень выше, зайти в другую папку, и в ней уже находится наш "целевой" документ. Тогда мы ставим в ссылке две точки - это обозначает подъем на один уровень. И затем, опять же, пишем название папки и файла.
Тем, кто работал с командной строкой DOS, буде такие найдутся, всё это должно быть хорошо знакомо. Сайт с относительными ссылками будет работать вне зависимости от того, где он находится: на домене таком или сяком, или вообще у вас на винчестере. Главное, чтобы сохранялась его структура, т.е. взаимное расположение папок и файлов. К полюсам относительных ссылок относится и некоторое сокращение объёма файлов. Если у вас на странице достаточно много ссылок и от каждой отрезать "лишний" хвост абсолютной ссылки, то экономия может
получиться довольно существенная. "Исходной точкой" для относительных ссылок можно принудительно сделать не текущий документ, а любой другой. Для этого предназначен элемент <BASE>, у которого в атрибуте href можно задать эту самую "исходную точку".
Например, перенести туда доменное имя. Тогда все ссылки можно делать относительными, они будут относительно этого доменного имени. Получится нечто среднее между абсолютными и относительными ссылками. Ссылка в конечном счёте будет абсолютной, но мы получим экономию на длине адресов. Как упоминалось выше, ссылка может вести на конкретное место .HTML-страницы. В этом случае в атрибуте href, в адресе, после имени файла ставится решетка и некое название метки, имя целевого элемента.
Каким же образом мы можем поставить в определенном месте документа такую метку? Для этого используется всё тот же элемент <A>. Вот он.Только в данном случае мы вместо атрибута href применяем атрибут name, значением которого как раз является имя метки, на которую мы можем затем ссылаться. Для этих имён меток существует ряд правил. Во-первых, они, естественно, должны быть уникальны в пределах документа, то есть не должно быть двух меток с одинаковыми именами, иначе будет не понятно, на какую из них ведёт ссылка. Во-вторых, в них не стоит использовать какие-либо символы кроме латинских букв и цифр. И последнее замечание - по поводу регистра.
Согласно спецификации атрибут name чувствителен к регистру, т.е. одно и то же имя, написанное строчными или прописными буквами, должно считаться разными именами. На практике же большинство браузеров эту разницу регистров не учитывают, поэтому желательно называть метки действительно по-разному. Некоторые браузеры не понимают пустого элемента A, то есть, если бы мы написали вот таким образом, что содержимого у нас не было бы, некоторые браузеры могли бы это не воспринять. Поэтому следует по возможности заключать в этот элемент какие-то данные. Итак, если элемент A имеет атрибут href, то он становится отправной точкой ссылки, а если атрибут name - то пунктом назначения. Один и тот же элемент может иметь и атрибут href, и атрибут name, т.е. быть и "пунктом назначения" для других ссылок и в тоже время сам ссылаться на другой ресурс.
Есть ещё один способ задания имён меток помимо элемента A с атрибутом name. Вы помните, что практически любому элементу можно задать атрибут id. Так вот на этот самый id и можно ссылаться, так же, как на элемент A с атрибутом name. В данном случае мы достигли того же результата, только без использования фактически не нужного здесь элемента A. К сожалению, некоторые старые браузеры этот атрибут id не понимают. Вы, наверное, заметили, что здесь мы ссылаемся на определенное место этого же самого документа, а не какого-то внешнего. Ссылка наверху страницы ссылается на некоторое место внизу страницы. В таком случае писать в ссылке имя страницы не нужно, достаточно решетки и имени целевого элемента, как, собственно, и было в оригинале. Ссылки внутри одной страницы - это как раз типичный пример использования ссылок на именованные элементы.
И последнее о таких ссылках: при всей их полезности они таят в себе некоторое противоречие. Порцией гипертекста является всё-таки страница. И переход по ссылке подразумевает переход на другую страницу, другой файл. Возможность перехода на отдельное место страницы нарушает эту логику. Все ссылки выглядят одинаково, и пользователь не знает, куда он сейчас попадёт: на другую страницу или останется на этой, но перейдёт в другое её место. Кнопка back, которая служит для возврата на предыдущую страницу, в данном случае должна вернуть пользователя то ли к предыдущему месту на текущей странице, то ли всё-таки на предыдущую страницу. Для опытного пользователя, конечно, всё это не составляет проблемы: он видит в адресе решетку и понимает, что происходит. Но многие пользователи не знают ничего ни об адресах, ни об именах элементов. Они просто кликают по ссылке и попадают… не совсем понятно куда.
Часто рядом с таким вот "целевыми элементами" ставят ссылку наверх страницы, чтобы пользователь мог по крайней мере вернуться к шапке документа и понять, где же он находится. Одним словом, механизм таких вот "локальных" ссылок, полезный сам по себе, скорее всего, просто не очень продуман пока с точки зрения интерфейса. Ну и о других атрибутах . Ссылка может иметь атрибут title, содержащий некую дополнительную информацию. Эта информация может отображается, например, в виде так называемых всплывающих подсказок.
Ещё один атрибут - target - указывает "окно", в котором должна открыться ссылка. Подробнее об этом мы поговорим при изучении так называемых "фреймов", а сейчас нас может заинтересовать значение этого атрибута '' blank'', при котором ссылка открывается в новом окне.
⇐Технический уровень - списки | TeachPro WEB-дизайн | Таблицы⇒