В соответствии с рекомендациями МСЭ Е.800 (1988 г.), качество предоставления услуги QoS и качество обслуживания GoS определяется как результат «совместного влияния характеристик обслуживания на степень удовлетворения пользователя обслуживанием» [13.2-13.4, 13.6, 13.9, 13.13, 13.16]. В основе разработки концепции QoS для определенных типов сетей предлагается структурная схема, приведенная на рис. 13.11. Как видно из рисунка, качество предоставления услуг QoS зависит от следующих характеристик или групп характеристик:
• обеспечения обслуживания;
• удобства и простоты обслуживания;
• целостности обслуживания.
В свою очередь, перечисленные характеристики зависят от сетевых характеристик или групп характеристик (Network Performance - NP), к которым относятся следующие характеристики:
Рис. 13.11. Структурная схема, определяющая концепцию QoS в ИСС: / - качество предоставления услуги; 2 - характеристики обеспечения обслуживания; 3 - характеристики удобства и простоты обслуживания; 4 - характеристики доступности обслуживания; 5 - характеристики способности сохранять обслуживание; б - характеристики способности обслуживания; 7 - характеристики целостности обслуживания; 8 - характеристики передачи; 9 - характеристики нагрузочной способности; 10 - коэффициент готовности; 11 - надежность; 12 - ремонтопригодность; 13 - характеристики обеспечения техобслуживания; 14 - функциональная надежность; 15 - характеристики распространения
• нагрузочной способности;
• готовности;
• распространения;
• передачи.
Пользователь услуги обычно выделяет две группы аспектов обслуживания: административные, связанные с поведением и решениями людей и сетевые или технические.
В соответствии с рекомендациями Е.800, сетевые характеристики (№*) определяются как способность сети или части сети обеспечивать функции, относящиеся к телекоммуникационной среде, между пользователями. Администрации сети постоянно приходится решать внутренне противоречивую задачу комбинирования параметров сетевых характеристик, удовлетворяющих экономические требования и требования пользователей.
Рассмотрим подробнее вышеприведенные характеристики. Характеристика обеспечения обслуживания в соответствии с рекомендацией Е.800 определяется как способность организации предоставить обслуживание и способствовать ее осуществлению. Эта характеристика включает в себя следующие особенности:
• доступность администрации для пользователя;
• время предоставления обслуживания;
• удовлетворенность пользователя устранением неисправностей при обслуживании;
• доступ к информации;
• правильность счетов за обслуживание.
Характеристика удобства и простоты обслуживания определяется как способность обслуживания быть успешным и легко выполняемым для пользователя. Характеристика способности обслуживания определяется как объединение характеристик доступности обслуживания и характеристик способности сохранять обслуживание в пределах специфицированных допусков и других заданных условий по требованию пользователя и в пределах требуемой длительности предоставления услуги.
Целостность обслуживания в рамках рекомендации Е.800 определяется как степень обеспечения обслуживания без существенных ухудшений за один сеанс связи.
Характеристики передачи определяются уровнем воспроизведения сигнала, поступающего на телекоммуникационную систему при условии, что система находится в состоянии передачи.
Характеристика распространения в соответствии с рекомендациями ITU определяется как способность среды распространения передавать сигнал с задержкой в пределах специфицированных допусков.
Функциональная надежность ИСС - это совокупность характеристик, в том числе готовность и связанные с нею характеристики надежности, ремонтопригодности, обеспечения техобслуживания.
Нагрузочная способность ИСС - это способность удовлетворять определенным требованиям при заданных внутренних условиях.
Качество обслуживания (GoS) в соответствии с рекомендациями Е.600 - это ряд переменных, используемых для обеспечения измерения соответствия объема ресурсов нагрузке при определенных условиях.
Различия между качеством предоставления услуг QoS и характеристиками сети (NP) приведены в табл. 13.6.
Таблица 13.6
Качество обслуживания |
Характеристика сети |
Ориентация на пользователя Атрибут услуги Ориентация на действия, которые может наблюдать пользователь Качество рассматривается между точками доступа к услуге |
Ориентация на поставщика сетевого оборудования Элемент соединения Ориентация на планирование, проектирование, функционирование и эксплуатацию Характеристики рассматриваются между оконечными точками соединительного элемента сети |
QoS и NP служат для оценки предоставляемых услуг, удовлетворяющих пользователя и заказчика по качеству и цене. QoS используется для оценки качества предоставляемой услуги с точки зрения заказчика, в частности, в виде спецификаций или деклараций, в которых систематическим образом группируются основные характеристики. Этим характеристикам соответствуют измеряемые параметры с соответствующими допустимыми значениями.
В различных рекомендациях МСЭ приводятся более подробные сведения о характеристиках QoS и NP применительно к определенным телекоммуникационным сетям. Эти сведения представлены в табл. 1-18 Приложения 4.
⇐Интеллектуальные сети связи | Мультисервисные телекоммуникационные сети | Особенности применения рекомендаций мсэ по параметрам качества обслуживания и услуг к исс⇒