В книге использованы термины, установленные в ГСТУ 2230, ГСТУ 2229, ГСТУ 2617, ГСТУ 2860, ГСТУ 2925, ГСТУ 2938, ГСТУ 3021, ГСТУ 3396.2, ГСТУ ISO 9000, ГОСТ 18322, ГОСТ 25866.
Кроме того, дополнительно использованы термины и определения обозначенных ими понятий, которые представлены ниже. Соответствия использованных в этом разделе терминов приведены на английском языке (en).
Администрирование (Administration) - группа функций, направленная на обеспечение штатного функционирования телекоммуникационной сети, эффективного использования ее ресурсов и поддержки предоставления инсталлированных на основе ресурсов сети телекоммуникационных услуг.
Примечание. Различают сетевое администрирование (network administration) и администрирование предоставлением услуг (service administration).
Администрирование сетевое (Network Administration) - подгруппа функций, направленная на обеспечение штатного функционирования телекоммуникационной сети и эффективное использование ее ресурсов.
Администрирование предоставлением услуг (Service Administration) - подгруппа функций, направленная на обеспечение непосредственной поддержки процесса предоставления телекоммуникационных услуг, например таких функций как оценивание уровня предоставления услуг, управление качеством услуг, выполнение условий сервисных соглашений относительно уровня оказываемых услуг, поддержка процесса взаиморасчетов, взаимодействие с потребителями и т.п.
Административный домен (Administrative Domain) - совокупность систем, в частности совокупность подсетей или фрагментов сети, которые администрируются с одного центра.
Аномалия (Anomaly) - отклонение действительного значения какой-либо характеристики контролируемого объекта от ожидаемого значения этой характеристики. Аномалия может влиять или не влиять на способность объекта выполнять штатные функции.
Безотказность (Reliability Performance) один из признаков надежности, определенный в ГСТУ 2860-94.
Непрерывность (Service Retainability Performance) - один из признаков действенности услуги, который характеризует ее свойство предоставляться без прерываний на протяжении обусловленного промежутка времени.
Отказ (Failure) - возникновение ограничений (в частности, прерываний) в способности телекоммуникационного оборудования выполнять штатные функции. Определение - в ГСТУ 2860-94.
Примечание. Неисправность оборудования во многих случаях является следствием отказов в его работе.
Восстановление (Clear) - устранение неисправности.
Гарантированный уровень обслуживания (гарантированное качество обслуживания, гарантированное QoS) - рассчитанный и заявленный провайдером уровень качества обслуживания, который он в состоянии гарантировано поддерживать на основе сервисного соглашения относительно уровня обслуживания.
Примечание. QoS’ - это совокупность заявленных провайдером значений (или диапазонов значений) параметров обслуживания, которые характеризуют соответствие средств службы поддержки качества провайдера услуги и сетевых ресурсов оператора ожиданиям покупателя относительно качества обработки его приложений.
Гарантированный уровень услуга (гарантированное качество услуги, гарантированное QoS) - рассчитанный и заявленный провайдером уровень качества услуги, который он в состоянии гарантировано поддерживать на основе сервисного соглашения относительно уровней оказываемых услуг.
Готовность (Availability Performance) - способность оборудования выполнять штатные функции в заданный момент времени (или в любой момент времени в пределах заданного временного интервала) в соответствии с его назначением при условии обеспечения всеми ресурсами, которые необходимы для функционирования этого оборудования. Определение - в ГСТУ 2860-94.
Деградация (Degradation) - возникновение аномалий или дефектов в работе оборудования, которые не привели к нарушениям его работоспособности.
Деградированная услуга (Degraded Service) - услуга, которая предоставляется пользователям согласно условиям сервисной сделки, но за исключением выполнения условий относительно параметров качества обслуживания.
Дефект (Defect) - определенное ограничение в способности оборудования выполнять нужную функцию. Определение - в ГСТУ 2860-94.
Действенность услуги (Serveability Performance) - свойство услуги быть предоставленной тогда, когда это нужно потребителю, и предоставляться на протяжении обусловленного промежутка времени по запросу потребителя без существенного ухудшения ее качества.
Совершенство сети (техническое качество сети, Network Performance, NP) способность сети или ее фрагмента обеспечивать выполнение функций, связанных с предоставлением услуг, на основе использования ресурсов этой сети или ее фрагмента. Определяется способностью сети обрабатывать нагрузку (Trafficability Performance).
Примечание. Уровень NP зависит, прежде всего, от готовности оборудования сети выполнять штатные функции в обусловленный момент времени, а также от уровня ресурсного обеспечения сети и от качества передачи сигналов (см. рекомендацию МСЭ-Т Е.800).
Доступность услуги (Service Accessibility Performance) - один из признаков действенности услуги, который характеризует ее свойство предоставляться тогда, когда это нужно пользователю.
Элемент услуги (Service Element) - составная часть ресурса сети или службы обеспечения качества предоставления услуг, которая в комбинации с другими элементами используется в процессе предоставления услуги.
Обеспеченность услуги (Service Support Performance) - ресурсная способность провайдера услуги предоставлять услугу обусловленного качества и помогать потребителю в эффективном применении этой услуги.
Примечание. Имеется в виду возможность предоставлять дополнительные услуги, которые оказывают содействие эффективному использованию основной услуги.
Удобство использования услуга (Service Operability Performance) свойство услуги, которое характеризует возможность ее удобного использования.
Отчет о состоянии обслуживания (Performance Report) - отчет о состоянии обслуживания за обусловленные в сервисном соглашении промежутки времени.
Примечание. Различают три основных вида отчетов о состоянии обслуживания, которые в совокупности позволяют покупателям услуг получить детальное представление относительно уровня качества обслуживания: экспресс-отчет о выполнении требований сервисного соглашения; отчет о качестве предоставленной услуги; отчет об использованных сетевых ресурсах.
Отчеты предоставляются отдельно относительно каждой точки доступа к услуге (или каждой группы точек доступа к услуге).
Отчет о выполнении требований сервисного соглашения (отчет о SLA, Service Level Agreement Report) - краткий экспресс-отчет о выполнении требований SLA без детализации характеристик состояния обслуживания.
Отчет о качестве предоставленной услуги (Quality of Service Report) - отчет с оценками достигнутых в процессе обслуживания уровней качества предоставленной услуги, в частности с текущими оценками параметров QoS.
Отчет об использованных ресурсах (Resource Report) - отчет о количестве и качестве использованных потребителем ресурсов телекоммуникационной сети за обусловленные промежутки времени.
Возможности для трафика (Trafficability Performance) - свойство сети, которое характеризуется такими тремя свойствами сети как ее надежность (Dependability), качество передачи сигналов (Transmission Performance), а также ресурсы и возможности (Resources and Facilities) (см. рекомендацию МСЭ-Т Е.800).
Образец услуги (Service Instance) - услуга, которая демонстрируется в качестве характерного примера.
Индикация (Indication) - отображение информации о процессах, связанных с событиями, которые возникают в процессе функционирования сетевого оборудования.
Примечание. Согласно спецификациям функций управления различают такие типы индикации - индикация отказов (fault indication), индикация повреждений (impairment indication), индикация несоответствий (trend indication) и т.п.
Индикация тревоги (Alarm) - предупредительная индикация о событии, которое имело место и которое имеет или может иметь отрицательное влияние на состояние ресурсов сети.
Интервал измерений (Measurement Interval) - промежуток времени, на протяжении которого осуществляются измерения текущих значений параметров контролируемого объекта.
Интервал сбора данных (Data Collection Interval) - промежуток времени, на протяжении которого может осуществляться фиксация и усреднение измеренных текущих значений контролируемых параметров с целью получения оценок их значений.
Интервал агрегации (Aggregate Interval) - промежуток времени, который выбран для осуществления интеграции (т.е., агрегации) собранных данных с целью дальнейшего их использования в задачах сетевого управления, планирования и развития бизнеса.
Интервал отчётности (Reporting Period) - периодичность представления покупателю услуг отчетов о текущем состоянии обслуживания.
Интерфейс “Покупатель - Провайдер” (Customer to Service Provider Interface) - точка информационного взаимодействия между Покупателем услуги и Провайдером этой услуги.
Управление функционированием (Performance Management, РМ) набор функций управления телекоммуникационной сетью и службами предоставления услуг, которые обеспечивают функционирование ресур сов сети и механизмов предоставления услуг в штатных режимах путем реализации процедур контроля соответствия параметров функционирующего оборудования в реальном времени и осуществления по результатам такого контроля соответствующих корректирующих влияний на элементы управления сетью и службами предоставления услуг.
Управление обработкой отказов (Fault Management) - группа функций управления (из набора функций TMN), обеспечивающая поиск и локализацию отказов в работе телекоммуникационного оборудования, восстановление работоспособного состояния этого оборудования и контроля работоспособности после восстановительных работ.
Коэффициент доступности услуги (Service Accessibility Factor) -характеризует относительный временной промежуток, на протяжении которого услуга доступна к пользованию. Определяется в виде отношения суммы промежутков времени, на протяжении которых услуга доступна для пользования (согласно условиям сервисной сделки), к заведомо определенному периоду времени (в частности, к сроку действия сервисного соглашения).
Коэффициент нагрузки оборудования (Utilization) - отношение средней суммарной интенсивности потоков протокольных блоков данных, которые поступают на вводные порты телекоммуникационного оборудования, к средней суммарной интенсивности потоков протокольных блоков данных, которые появляются на выводных портах этого оборудования.
Неисправность (Fault) - состояние невозможности оборудования выполнять нужные функции. Определение - в ГСТУ 2860-94.
Параметр деградации услуги (Service Degradation Factor, SDF) -параметр, согласованный между покупателем и провайдером услуги, который характеризует возможную степень деградации услуги относительно параметров QoS, зафиксированных в SLA.
Примечание. Имеется в виду такая степень деградации услуги, когда она еще может быть использована в применениях покупателя.
Сообщение о пересечение порога (Threshold Crossing Alert) сообщение о возникновении события, когда контролируемый параметр достигает или пересекает установленный порог.
Собьггие (Event) - мгновенное изменение глобального статуса объекта. Это изменение статуса может быть ожидаемым или случайным, но должно быть доступным для наблюдения, мониторинга или измерения. Возникающие события могут быть или не быть причинами генерации отчетов с соответствующими сообщениями, которые поддерживаются системой мониторинга ресурсов контролируемой системы.
Сравнение с порогом (Thresholding) - процесс сравнения измеренного значения параметра с заранее обусловленным значением этого параметра и принятие решения (на основе результата такого сравнения) о необходимости инициации определенных действий.
Услуга (Service) - набор отдельных функций, интегрированных как единое целое в определенный бизнес - процесс. Этот функциональный набор реализуется программными и/или аппаратными средствами с использованием определенной коммуникационной среды.
Провайдер услуги (Service Provider, SP) - предприятие, которое обеспечивает предоставление телекоммуникационной услуги на коммерческой основе.
Примечание. Под термином сервис-провайдер понимается провайдер телекоммуникационных услуг (Telecom Service Provider, TSP), провайдер услуг сети Интернет (Internet Service Provider, ISP), провайдер услуг сетевых применений (Application Service Provider, ASP), а также любые другие организации, которые предоставляют услуги, базирующиеся на использовании сетевых ресурсов. Сервис-провайдер может осуществлять свою деятельность непосредственно на сети или интегрировать услуги других провайдеров, предлагая созданную таким образом услугу конечным покупателям. В общем случае, с целью обеспечения конечного покупателя определенной необходимой для него услугой, может быть создана “цепь” из сервис-провайдеров, в которой каждый предыдущий провайдер предоставляет определенную промежуточную услугу каждому следующему провайдеру, пока конечный провайдер получит возможность обеспечить предоставление услуги конечному покупателю.
Сервисное соглашение относительно уровней предоставления услуг (Service Level Agreement, SLA) - формальное коммерческое соглашение между двумя сторонами - покупателем и поставщиком услуг. SLA - это контракт (или какая-то его определенная часть), составляемый между Провайдером телекоммуникационных услуг и Покупателем этих услуг с целью определения общего понимания относительно характеристик качества оказываемых услуг, приоритетах в их предоставлении, условий ответственности и т.п.
Трафареты (темплеты) SLA (Service Level Agreement Templates) - определение стандартных степеней качества услуги, которые могут быть предложены покупателям услуги в рамках SLA.
Точка доступа к услуге (Service Access Point, SAP) - логический или физический элемент сети, расположенный на интерфейсе между доменами пользователя и поставщика услуги и определяет точку, в которой услуга может быть предоставлена в полном объеме.
Транспортная услуга (Bearer Service) - телекоммуникационная услуга, направленная на обеспечение спроса по транспортировке информации между интерфейсами “потребитель-сеть”.
Тревога (Trouble) - возникновение условия, которое может привести или уже привело к отказу в предоставлении услуги или к ее деградации.
Повреждение (Impairment) -- возникновение аномалии или дефекта, но не отказа в работе оборудования (т.е., это деградация качества ресурса, которая не привела к прерываниям в его использовании).
Функционирование (Operations) - понимается функционирование рабочих центров, центров технической поддержки, систем поддержки, средств тестирования, методов и процедур реализации функций телекоммуникационных средств, а также работа персонала по инсталляции и обслуживания всех элементов сети и механизмов предоставления услуг.
Целостность услуги (Service Integrity Performance ) - один из признаков действенности услуги, который характеризует ее свойство предоставляться без ухудшения качества предоставления на обусловленном промежутке времени.
Качество услуги (Quality of Service, QoS) интегрированный полезный эффект от предоставления услуги, который определяется степенью удовлетворения потребности пользователя этой услуги.
⇐Нормативные ссылки | Сети передачи пакетных данных | Приложение (справочное)⇒