Деловые отношения между субъектами, которые определяют основные характеристики процесса предоставления услуг, в общем виде отображены на рисунке 4.1. Эти взаимоотношения формализуются на интерфейсах между субъектами, которые показаны на рисунке 4.1.
В соответствии с представленной бизнес-моделью роль сервис-провайдера (Service Provider, SP) выполняет предприятие, которое обеспечивает коммерческое предоставление сетевых услуг. Сервис-провайдер, силами своих специализированных подразделений, обеспечивает выполнение функций провайдеров телекоммуникационных услуг (Telecom Service Provider, TSP), провайдера услуг сети Интернет (Internet Service Provider, ISP), a также провайдера услуг сетевых применений (Application Service Provider, ASP), который, помимо прочего, может предоставлять информационные услуги, выполняя при этом функции так называемого «контент-провайдера».
Сервис-провайдер может осуществлять свою деятельность, непосредственно используя ресурсы принадлежащей ему сети, а также может интегрировать (в частности, комбинировать) услуги других провайдеров, предлагая созданные таким образом интегрированные услуги конечным покупателям. В общем случае, с целью обеспечения конечного покупателя необходимой для него услугой, может быть создана «цепь» из сервис-провайдеров, в которой каждый предыдущий провайдер предоставляет определенную промежуточную услугу каждому следующему провайдеру, пока конечный провайдер получит возможность обеспечить предоставление услуги конечному покупателю.
Одним из основных интерфейсов в бизнес-модели предоставления услуг, в решающей мере влияющего на всю структуру взаимоотношений между субъектами этой модели, является интерфейс «сервис-провайдер - конечный покупатель услуг». Спецификации этого
Рисунок 4.1 - Обобщённая бизнес-модель предоставления услуг интерфейса определяются в процессе составления соответствующего сервисного соглашения, регламентирующего уровни предоставления услуг (или уровни обслуживания).
Учитывая широкую номенклатуру современных сетевых услуг, предоставляемых сервис-провайдером на базе использования ресурсов СПД, а также большое разнообразие задействованных телекоммуникационных технологий и условий их применения, как правило, возникает необходимость в определенной специализации подразделений сервис-провайдера, осуществляющих контакт с конечными покупателями услуг.
Подразделение, которое организовывает и поддерживает непосредственные контакты с конечными покупателями или пользователями конечных услуг, выступая при этом в роли главного организатора процесса предоставления конечных услуг, называется провайдером доступа (Access Provider).
Организация процесса предоставления конечных услуг предусматривает необходимость формализации бизнес-отношений провайдера доступа с другими провайдерами услуг - как в рамках организационной структуры самого сервис-провайдера, так и с внешними сервис-провайдерами. Эти взаимоотношения во многих случаях целесообразно формализовать на основе соответствующих сервисных соглашений.
⇐Методы и средства организационного обеспеения предоставления услуг - характеристика систем предоставления услуг, которые используются на практике | Сети передачи пакетных данных | Сервисное соглашение о предоставлении услуг⇒