Протоколы сигнализации службы поддержки качества нужны для координации работы механизмов функционирующих на узлах сети вдоль путей прохождения потоков. Например, с помощью средств сигнализации обеспечивается возможность резервирования для какого-либо приложения необходимой ему средней полосы пропускания вдоль всего маршрута прохождения пакетов, относящихся к этому приложению (например, в сетях 1Р эту возможность поддерживает протокол КБУР).
Один из наиболее распространенных механизмов сигнализации службы £)08 - маркирование пакетов признаком, несущим информацию об уровне обслуживания, который является необходимым для их обработки. Обычно для маркирования используется поле приоритета, существующее в форматах многих телекоммуникационных протоколов. В этом случае любой промаркированный пакет, продвигаясь от устройства к устройству (от узла к узлу), переносит вдоль пути прохождения свои требования к качеству обслуживания, но в довольно обобщенной форме - так как поле приоритета, как правило, имеет всего несколько возможных значений. Это означает, что качество обслуживания с помощью такого средства сигнализации может предоставляться дифференцированно небольшому числу потоков.
Средства сигнализации Q0S устанавливаются как на магистральных сетях, так и на сетях абонентского доступа. Но во многих случаях координацию работы механизмов Q0S осуществляют не на всем пути прохождения потока, а только в пределах отдельных сетей абонентского доступа. Например, маршрутизирующее устройство абонентского доступа, размещённое на стороне поставщика услуг, инсталлируется только на выполнение классификации абонентского трафика (т.е., идентификации видов потоков в этом трафике) и на осуществление функции резервирования для каждого выделенного вида потока необходимой для него величины пропускной способности транспортного канала. Это, конечно, не позволяет обеспечить поддержку качества обслуживания дифференцированно с учётом тонкой структуры требований отдельных приложений пользователей, но зато упрощает требования к реализации средств поддержки качества.
На СПД общего пользования в зависимости от конкретных условий предоставления услуг могут использоваться как централизованные, так и децентрализованные системы управления средствами службы поддержки качества. Централизованные системы управления средствами иногда называют службами QoS, базирующимися на политике (policy-based QoS).
В определенных случаях на сетях абонентского доступа правила политики поддержки качества конфигурируются и сохраняются отдельно в каждом активном сетевом устройстве. Однако это требует от администратора такой сети значительных усилий по координации средств QoS и, как следствие, порождает повышенное количество ошибок, которые могут привести к несогласованной работе сетевых устройств.
На магистральных СПД используется исключительно централизованная система управления средствами службы поддержки качества. В этом случае формируются единые правила политики управления, согласованные со всеми устройствами сети, которые сохраняются на центральном сервере политики (или в целях повышения надежности - на нескольких серверах, реплицирующих базу данных политики). Администратор конфигурирует правила политики в одной точке, что снижает затраты его труда и количество возможных его ошибок. Потом, с помощью специального протокола Q^S -сигнализации, эти правила распространяются на все сетевые устройства, которые включены в контур поддержки необходимых уровней услуг. В результате, эти сетевые устройства получают возможность применять заданную политику управления, используя средства службы (^S, в частности для кондиционирования трафика или для управления очередями, обеспечивая на практике уровни качества обслуживания, соответствующие условиям сервисных соглашений.
Во многих случаях правила политики формируются не только для управления средствами Q0S с целью поддержки заданных уровней обслуживания, но и для выполнения некоторых других функций, например для координации сетевых элементов при выполнении ними функций защиты информации. Поэтому централизованная система управления средствами Q0S включается, как правило, в состав более общей централизованной системы поддержки политики обеспечения правил функционирования сети. Эта система, в свою очередь, базируется на общей справочной службе сети (Directory Service), сохраняющей, обычно, все учетные данные, необходимые для ее нормального функционирования.
Следует отметить, что большинство конкретных протоколов поддержки QoS, таких, например, как RSVP, DiffServ (в сетях TCP/IP) или протоколов служб CBR, VBR и ABR (в сетях ATM) реализуют функции QoS-сигнализацйи в рамках рассмотренной выше модели службы поддержки качества услуг.
⇐Средства службы поддержки качества | Сети передачи пакетных данных | Алгоритмы управления очередями - условия возникновения очередей⇒