В таблице 10.5 представлен классификатор параметров качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной //'-сети с использованием оборудования FR, техническая и организационная поддержка которых, как правило, обеспечивается сервис-провайдерами.

Определение параметров этой услуги относительно трафика 1Р приведено в разделе 8.4, если в качестве РОи рассматривать пакеты /Р. Определение этих параметров относительно трафика Я? приведено в п. 11.1.2.

Таблица 10.5 - Классификатор параметров качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспор- „ тной сети !Р с использованием оборудования /7?

Примечание 1. Мнемонические обозначения параметров, представленных в таблице 10.5, получены путем замены в обозначениях параметров из таблицы 8.1 буквосочетания «РОУ« на «1Р<< и «ГИ. «, поскольку в данном случае в качестве РВи используются пакеты ІР и фреймы РК

Примечание 2. При эксплуатации оборудования PH активно используется механизм определения связанности канала. Однако параметр связанности является инструментальным средством наблюдения за работоспособностью канала и не характеризует качество обслуживания.

Нормативы качества в разрезе классов обслуживания

Рекомендованные нормативные значения показателей качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети 1Р с использованием оборудования /:7? представлено в таблице 10.6.

Таблица 10.6 - Нормативы качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети !Р с использованием оборудования А?

Примечание 1. Пометка «н/о» означает «не определено».

Примечание 2.11ормативные определения параметров IPTDmax, IPO Vmax, IPLR и IPER соответствуют рекомендации ITU-T Recommendation Y.1541.

max maxJ 1

Примечание 3, Значение параметра P1P$Aminопределяется по тем же условиям, по которым обеспечивается предоставление транспортной IP услуги.

Примечание 4. Значение параметра RPmaxопределяется условиями SI.A.

Примечание 5. Значение параметра MTTR учитывается, начиная с момента фиксации состояния неработоспособности оборудования.

Примечание 6. Параметры Кг и MTTR определяются для всего оборудования, которое используется в процессе предоставления услуги.

Условия, точки и порядок измерений В процессе оценивания параметров QoS необходимо придерживаться требований п. 9.3.2. Кроме того, во время измерений пиковая нагрузка краевого /Р-маршрутизатора (или маршрутизатора доступа AR), через который обеспечивается доступ к /P-сети, должна не пре вышать 90%, а текущие значения параметра ошибок 1PER0 этого маршрутизатора должны быть не большими порога IPERmax. Текущие значения параметра ошибок FRER0 краевого /^-коммутатора должны быть не большими порога FRERmax.

Примечание. Данные, необходимые для вычисления текущих значений вышерассмотренных параметров, накапливаются в базах MIB контролируемого оборудования с помощью механизмов протокола SNMP. Параметр FRER0исчисляется на основе наблюдения за признаком FCS в формате фрейма.

Методы и порядок измерений параметров качества обслуживания, которые используются во время предоставления услуги абонентского РЯ-доступа к транспортной сети IP, аналогичны рассмотренным в п. 11.1.4. А именно, контроль качества обслуживания выполняется по шлейфовой схеме на сетевом уровне, т.е. устанавливается режим периодического тестирования последовательностями /CMP-пакетов через фиксированные интервалы времени. С помощью штатных механизмов РР-оборудования в канале абонентского доступа образовывают РУС-соединение между устройством FR AD и краевым FR-коммутатором. В образованном соединении обеспечивают передачу данных с гарантированной скоростью, которая выбирается равной CIR. Осуществляются активные измерения путем «пингования» тестовыми /P-пакетами через образованное PVC-cоединение в прямом и обратном направлениях передачи тестовых данных. Однако в зависимости от того, параметры какого уровня измеряются - сетевого или канального - используются разные пары точек измерений.

Используется шлейфовая схема организации измерений по схеме включения, показанной на рисунке 10.3.

На рис.10.3 показана точка доступа к услуге (SAP) и соответствующие пары измерительных точек. В частности, во время измерений на уровне IP необходимо замкнугь между собой пару измерительных точек МР4(с помощью программных средств краевого /Р-маршрути-затора или хоста, который присоединен к нему) и затем осуществлять «пингование» тестовыми ICMP-пакетами через точку MPegrl> расположенную на SAP терминального хоста. При этом наблюдение за корреспондированными тестовыми /СМР-пакетам и, которые продвигаются через /Р-канал абонентского доступа в обратном направ лении от краевого /Р-маршрутизатора к БАР, осуществляется в точке МР1п 1?расположенной на БАР терминального хоста.

Рисунок 10.3 - Схема организации измерений параметров услуги абонентского доступа до транспортной IP-сети с использованием оборудования Frame Relay

Таким образом, пингование, измерение и обработка результатов измерений параметров уровня /Р осуществляется штатными программными средствами терминального оборудования потребителя, а логическое замыкание точек МР4- штатными программными средствами краевого /Р-маршрутизатора (или маршрутизатора доступа) или присоединенного к нему хоста.

Во время измерений параметров канального уровня необходимо замкнуть между собой пару измерительных точек МР3, но на сетевом уровне. Такое замыкание можно выполнить с помощью программных средств специально выделенного хоста (который напрямую, без использования краевого /Р-маршрутизатора, присоединяется к коммутатору). И затем осуществлять «пингование» тестовыми /С'МР-пакетами через точку МРграсположенную на БАР терминального хоста, или через точку МР „с помощью специально вы6£Г А

деленного хоста (в случае возникновения проблем с хостом потребителя). При этом наблюдение за корреспондированными тестовыми пакетами, которые продвигаются через абонентский ЕЯ- канал в обратном направлении от краевого ^-коммутатора к ГКЛО, осуществляется в точке МР(п 2, создаваемой при помощи программных средств специально выделенного хоста.

Примечание. На практике существует возможность выполнять измерения со стороны краевого узла 1Р-сети. В этом случае замыкание шлейфа делается парой точек МР1(а «пингование» и обработка результатов измерений выполняется с помощью программных средств краевого узла.

Параметры процесса тестирования (т.е., структура тестового потока /СЛ/Р-пакетов, периодичность отчетности и т.п.) - согласно п. 10.1.4.

В процессе измерений должны выполняться такие два условия:

1) в каждый один тестовый фрейм необходимо упаковывать лишь один пакет;

2) вся тестовая последовательность /СМР-пакетов должна упаковываться в тестовый поток фреймов с признаком ОЕЮ, т.е. в поток СЖ.

При этих условиях текущие оценки измерительных параметров и нормы на параметры качества обслуживания по потокам РЯ и 1Р совпадают. Это обеспечивает возможность выполнения процедуры оценивания параметров услуги по транспортировке потоков фреймов на соответствие нормам табл. 10.6 путем измерений и соответствующих расчетов параметров сетевого уровня согласно п.10.1.4.

По требованию потребителя или после выявления признаков несоответствия параметров РУС-соединения на уровнях по стеку протоколов, которые являются более высокими, чем канальный уровень, но которые не были выявлены средствами сетевого уровня, осуществляется анализ параметров канального уровня. При этом принимаются во внимание те же соображения, которые и в п. 11.1.4.

Расчет отчетных значений параметра ЕКТО0осуществляется по результатам каждого сеанса измерений, параметров РКП10(,С1[^, ЕКХК0(Е[{^ - по результатам каждой серии сеансов измерений. Па раметр FRERQрассчитывается на отчетном промежутке, который равен 1 суткам.

Действия в случае выявления несоответствия В процессе предоставления услуги абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием оборудования Frame Relay осуществляется постоянный контроль текущего состояния обслуживания на уровне IP. Такой контроль выполняется путем отслеживания текущих оценок параметра потерь пакетов IPLRQпри условии выполнения требований п.10.3.4. В процессе текущего контроля этого параметра может выявиться превышение его нормативного порога IPLR . В этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования сетевого уровня (в частности, конечного хоста и краевого //’-маршрутизатора), например путем отключения от него канального ^-оборудования и последующего «пингования» тестовыми пакетами по локальным шлейфам конечного хоста и краевого IP-маршрутизатора. Локальные шлейфы создаются как на ближнем, так и на отдаленном концах контролируемого РКС-соединения. Если проблем на уровне протокола IP (и выше) на локальных шлейфах не выявлено, необходимо начать поиск проблем в работе ^-оборудования.

Плановый периодический контроль параметров качества предоставления услуги абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием оборудования Frame Relay выполняется путем отслеживания текущих оценок всех параметров сетевого уровня (не только IPLRq), которые при условии выполнения п. 10.3.4.4 должны совпадать с оценками параметров канального уровня. Нормированные значения параметров канального уровня отображены в табл. 10.6. В процессе планового контроля может выявиться превышение любого из нормированных значений параметров. В этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования сетевого уровня, в частности путём выполнения действий согласно п. 10.3.5.

Примечание 1. Поиск путей решения проблем несоответствия на канальном уровне относительно контролируемого PVC-соединения имеет смысл лишь для потока тестовых фреймов с признаком DE=0, скорость которого устанавливается на уровне CIR.

Примечание 2. Пингование /СЖР-пакетами в потоке фреймов с признаком DE=1 (т.е., организация тестовых EIR-потоков) может выполняться с целью получения оценки ненормированного параметра FRLRflв процессе определения уровня загруженности краевого fjR-коммутатора, через который осуществляется абонентский доступ.

В случае возникновения несоответствий во время транспортировки пакетов IP через канал абонентского доступа, созданный на основе использования оборудования FR, необходимо перейти к полномасштабным системным измерениям параметров, представленных в таблице 10.6, и поиску путей решения выявленной проблемы сначала на сетевом, а потом на канальном уровнях. Если на этих уровнях проблема не решена, необходимо исследовать работоспособность оборудования физического уровня, что, возможно, приведет к необходимости отключения полезной нагрузки от проблемного абонентского канала.

В случае выявления превышений нормированных значений сетеориентированных параметров начинают поиск проблем, связанных с отказами в работе сетевого оборудования, согласно положениям регламентирующей эксплуатационной документации на используемое сетевое оборудование.

Если исследование выявленной проблемы на физическом, канальном и сетевом уровнях не дало положительного результата, необходимо обратиться за помощью к Администрации своего регионального узла.

Услуга абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием оборудования Optical Ethernet

Эта услуга предоставляется в рамках виртуального Ethernet-coem-нения (Ethernet Virtual Connection) - EVC типа « точка-точка», структурная схема которого показана на рисунке 12.1. Характеристики технологии передачи кадров Optical Ethernet (далее - ОЕ), нормы на показатели качества обслуживания, методы и порядок измерений параметров качества обслуживания относительно этой технологии рассмотрены в разделе 12.

, Параметра функциональности

Параметры функциональности по трафику IP - согласно п. 10.1.1. Параметры функциональности по трафику кадров ОЕ - это AR, CIR, EIR, CBS, EBS и Т. Эти параметры определены в п.12.1.1.

Параметры QoS и NP

В таблице 10.7 представлен классификатор параметров качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной IP-сети с использованием оборудования ОЕ, техническая и организационная поддержка которых, как правило, обеспечивается сервис-провайдерами.

Таблица 10.7 - Классификатор параметров качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети /Р с использованием оборудования ОЕ

Примечание 1. Мнемонические обозначения параметров, представленных в таблице 10.7, получены путем замены в обозначениях параметров из таблицы 8.1 буквосочетания «РОи« на «1Р« и «ОЕ «, поскольку в данном случае в качестве РОи используются пакеты 1Р и кадры ОЕ.

Нормативы качества в разрезе классов обслуживания

Нормативные значения показателей качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием оборудования ОЕ предоставлены в таблице 10.8.

Таблица 10.8 - Нормативы качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием оборудования ОЕ

Примечание 1. Пометка «н/о» означает «не определенный». Примечание 2. Нормативные определения параметров IPTDmax, lPDVmax?1PLR и IPER соответствуют рекомендации ITU-T Recommendation

max max j t ^

Y.1541.

Примечание 3. Значение параметра PjpSA^ определяется по тем же условиям, по которым предоставляются транспортные IP- услуга.

Примечание 4. Значение параметра RPmопределяется условиями SLA.

Примечание 5. Значение параметра MTTRmaxучитывается, начиная с момента фиксации состояния работоспособности оборудования.

Примечание 6. Параметры Кг и MTTR определяются для всего оборудования, которое используется в процессе предоставления услуги.

10.4.4. Условия, точки и порядок измерений В процессе оценивания параметров QoS и NP, относящихся к уровню IP, необходимо придерживаться требований п. 9,3.2. Кроме того, во время измерений пиковая нагрузка краевого IP-маршрутазатора (или маршрутизатора доступа AR), через который обеспечивается доступ к IP-сети, должна не превышать 90%, а текущие значения параметра ошибок IPER0 этого маршрутизатора должны быть не большими, чем TPERmax. Текущие значения параметра ошибок OEERO маршрутизируемого ОЕ-коммутатора должны быть не большими чем OEERmax.

Примечание. Данные, необходимые для вычисления текущих значений этих параметров, накапливаются в базах MIB контролируемого оборудования с помощью механизмов протокола SNMP.

Методы и порядок измерений параметров качества обслуживания, которые используются во время предоставления услуги абонентского ОБ'-доступа к транспортной сети IP, являются аналогичными тем, что отображены в п. 12.1.4. А именно, контроль качества обслуживания выполняется по шлейфовой схеме на сетевом уровне, т.е. устанавливается режим периодического тестирования последовательностями /CMP-пакетов через фиксированные интервалы времени. С помощью штатных механизмов ОЕ-оборудования в канале абонентского доступа образовывают £УС-соединение между коммутатором ОЕ, размещенным на хосте, и Of-коммутатором, подключенным к краевому /Р-маршрутизатору. В образованном соединении обеспечивается гарантированная скорость передачи данных, выбираемая на уровне CIR. Осуществляются активные измерения путем «пингования» тестовыми ZP-пакетами через образованное £УС-соединение в прямом и обратном направлениях передачи тестовых данных. Однако в зависимости от того, параметры какого уровня измеряются - сетевого или канального - используются разные пары точек измерений.

Используется шлейфовая схема организации измерений по схеме включения, показанной на рисунке 10.4.

На рис.10.4 показана точка доступа к услуге SAP и соответствующие пары измерительных точек. В частности, во время измерений на IP-уровне необходимо замкнуть между собой пару измерительных точек МР4(с помощью программных средств краевого IP-маршрутизатора или присоединенного к нему хоста) и затем осуществлять «пингование» тестовыми ICMP-пакетами через точку МР^г (, расположенную на SAP терминального хоста. При этом наблюдение за

Рисунок 10.4 - Схема организации измерений параметров услуги абонентского доступа до транспортной IP-сети с использованием оборудования Optical Ethernet

корреспондированными тестовыми 1СМР-пакетами, которые продвигаются через 1Р-канал абонентского доступа в обратном направлении от краевого 1Р-маршрутизатора к ЗАР, осуществляется в точке МР.прасположенной на БАР терминального хоста. Таким образом, пингование, измерение и обработка результатов измерений параметров 1Р уровня осуществляется штатными программными средствами терминального оборудования потребителя, а логическое замыкание точек МР4- штатными программными средствами краевого 1Р-маршрутизатора (или маршрутизатора доступа) или присоединенным к нему хостом.

Во время измерений параметров канального уровня необходимо замкнуть между собой пару измерительных точек МР3, но на сетевом уровне. И затем осуществлять «пингование» тестовыми 1СМР-пакетами через точку МРе§г укоторая расположена на БАР терминального хоста, или через точку М Р^г 2с помощью специально выделенного хоста (в случае возникновения проблем с хостом потребителя). При этом наблюдение за корреспондированными тесто выми пакетами, продвигающимися через абонентский 0£-канал в обратном направлении, осуществляется в точке MPin2, создаваемой программными средствами специально выделенного хоста.

Примечание. На практике существует возможность выполнять измерения со стороны краевого узла IP-сети. В этом случае замыкание шлейфа делается парой точек МР(, а «пингование» и обработка результатов измерений выполняется с помощью программных средств краевого узла.

Параметры процесса тестирования (т.е., структура тестового потока ICMP-пакетов, периодичность отчётности и т.п.) - согласно п. 10.1.4.

В процессе измерений должны выполняться такие два условия:

1) в каждый один тестовый 0£’-кадр необходимо упаковывать лишь один пакет;

2) вся тестовая последовательность ICMP-пакетов должна упаковываться в тестовый поток кадров с признаком green , т.е. в поток CIR.

При этих условиях текущие оценки измеряемых параметров и нормы на параметры качества обслуживания по потокам ОЕ и IP совпадают. Это даёт возможность выполнить оценивание параметров услуга по транспортировке потоков 0£-кадров на соответствие нормам табл. 10.8 путем измерений и соответствующих расчетов параметров сетевого уровня согласно п.10.1.4.

По требованию потребителя или после выявления признаков несоответствия параметров £УС-соединения на уровнях по стекам протоколов, которые являются более высокими, чем канальный уровень, и если выявленные несоответствия не были устранены средствами сетевого уровня, осуществляется анализ параметров канального уровня. При этом берутся во внимание те же соображения, что и в разделе 12.

Расчет значений параметров ОРЛТ)0(С1р^, OETD0((.n^ осуществляется по результатам каждого сеанса измерений, параметров OELR0(.CIRy OELR0^E]Ry OEER0- по результатам каждой серии сеансов измерений. Параметры Кг и MTTR рассчитываются после каждого события восстановления оборудования.

Действия в случае выявления несоответствия В процессе предоставления услуги абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием ОЕ-оборудования осуществляется постоянный контроль текущего состояния обслуживания на уровне IP. Такой контроль выполняется путем отслеживания текущих оценок параметра потерь пакетов IPLR0при условии выполнения требований п.10.4.4. В процессе текущего контроля этого параметра может выявиться превышение его нормативного значения IPLR

S S sтах

В этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования сетевого уровня (конечного хоста и краевого /Р-маршрути-затора), например путем отключения от него канального ОЕ-оборудования и «пингования» тестовыми пакетами по локальным шлейфам конечного хоста и краевого /Р-маршрутизатора. Такие локальные шлейфы создаются как на ближнем, так и на отдаленном концах контролируемого £УС-соединения. Если проблем на уровне протокола IP (и выше) на локальных шлейфах не выявлено, необходимо начать поиск проблем в работе Fft-оборудования.

Плановый периодический контроль параметров качества предоставления услуги абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием Of-оборудования выполняется путем отслеживания текущих оценок всех параметров сетевого уровня (не только IPLR0). Эти оценки при условии выполнения п. 10.4.4 должны совпадать с оценками параметров канального уровня, нормированные значения которых представлены в табл. 10.8. В процессе планового контроля может выявиться превышение любого из нормированных значений параметров. В этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования сетевого уровня, в частности путём выполнения действий согласно п.10.4.5.

Примечание 1, Поиск путей решения проблем несоответствия на канальном уровне относительно контролируемого £УОсоединения имеет смысл лишь для потока тестовых кадров с признаком green, скорость которого устанавливается на уровне CIR.

Примечание 2. Пингование ICMP-пакетами в потоке фреймов с признаком yellow (т.е., организация тестовых £7й-потоков) осуществляется с целью получения оценок ненормированного параметра OELR0^EIR^ в процессе определения уровня загруженности ОЬ-коммутатора, через который осуществляется абонентский доступ.

В случае возникновения несоответствий во время транспортировки пакетов IP через канал абонентского доступа, созданного на основе использования оборудования ОЕ, необходимо перейти к полномасштабным системным измерениям параметров, представленных в таблице 10.8, и поиска путей решения выявленной проблемы сначала на сетевом, а потом на канальном уровнях. Если на этих уровнях проблема не решена, необходимо исследовать работоспособность оборудования физического уровня, что, возможно, приведет к необходимости отключения полезной нагрузки от проблемного абонентского канала.

В случае выявления превышений нормированных значений сетеориентированных параметров начинают поиск проблем, связанных с отказами в работе сетевого оборудования, согласно положениям регламентирующей эксплуатационной документации на используемое сетевое оборудование.

Если исследование выявленной проблемы на физическом, канальном и сетевом уровнях не дало положительного результата, необходимо обратиться за помощью к Администрации своего регионального узла.

Услуга абонентского доступа к транспортной сети !Р с использованием оборудования xDSL

Структурная схема оборудования xDSL, параметры которого должны быть охвачены контролем во время предоставления услуги абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием оборудования xDSL, показана на рисунке 10.5.

Параметры функциональности

Параметры функциональности по трафику IP - согласно п. 10.1.1.

Параметры функциональности по трафику xDSL - это READ, RCad, RLar, RCar. Определяются согласно п. 13.1.

Рисунок 10.5 - Структурная схема абонентского доступа с использованием оборудования xDSL

Параметры QoS и NP

Классификатор параметров качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной IP- сети с использованием оборудования xDSL, техническая и организационная поддержка которых, как правило, обеспечивается сервис-провайдерами, содержит два подмножества параметров. Первое подмножество характеризует качество обслуживания на уровне использования оборудования IP. Параметры этого подмножества приведены в таблице 10.1. Параметры второго подмножества, которые характеризуют качество обслуживания на уровне использования оборудования xDSL, представлены в таблицы 13.1. Определение этих параметров - согласно п.п. 13.2.2 - 13.2.17.

Параметры функциональности | Сети передачи пакетных данных | Нормативы качества