Для того чтобы потоки пакетов в каком-либо трафике обслуживались сетевым оборудованием с максимально возможной эффективностью, приходится выполнять предварительную работу по выбору и инсталляции параметров оборудования сети с учетом условий, содержащихся в SLA - как тех, что уже приобрели юридическую силу, так и тех, которые только готовятся к заключению. Такого рода предварительную работу называют «планированием работы сети».
Планирование работы сети начинают с анализа SLA. Во время такого анализа нужно определить:
1) все пользовательские потоки данных и их возможные маршруты;
2) вероятные характеристики этих потоков (их средние интенсивности, величины задержек пакетов, коэффициенты пульсаций и т.п.);
3) требования к качеству обслуживания клиентов сети, прикладные системы которых генерируют эти потоки, (например, требования по показателям скорости потоков, уровням задержек пакетов, допустимым уровням потерь пакетов и т.п.).
Чтобы иметь возможность эффективного планирования работы сети, необходимо, прежде всего, конкретизировать понятие «максимально возможная эффективность».
С точки зрения экономической целесообразности при обычных обстоятельствах необходимо стремиться к наиболее полной загрузке сетевых ресурсов - в первую очередь, маршрутизирующих устройств, пакетных коммутаторов и оборудования каналов связи, - чтобы передавать в обусловленные промежутки времени как можно большие объемы данных. Но пульсации трафика, всегда существующие в пакетных сетях, не позволяют добиться качественного обслуживания при трафиковых нагрузках, которые приближены к максимально возможному для данной пакетной сети уровню. Работа пакетной сети может считаться эффективной, когда каждый её ресурс существенно загружен, но не перегружен. Поэтому осознанный выбор величины коэффициента загрузки какого-либо сетевого ресурса с учетом тонкой структуры условий его использования, включая условия сервисных соглашений, имеет определяющее значение. Величина этого коэффициента оказывает непосредственное влияние на размеры очередей пакетов к ресурсу и на время задержки пакетов в сети вследствие их вынужденного пребывания в очередях. Следовательно, в процессе планирования работы сети необходимо стараться найти разумный компромисс в достижении двух противоположных целей. С одной стороны, необходимо стремиться к улучшению качества обслуживания передаваемого через сеть трафика, т.е. стараться снизить задержки в продвижении пакетов, уменьшить потери пакетов и увеличить интенсивности потоков трафика. Такое на практике достигается, главным образом, за счет резервирования ресурсов. Но для резервирования необходимо иметь дополнительные незадействованные на данный момент ресурсы сети. С другой стороны, необходимо стараться максимально увеличить загрузку всех ресурсов сети с целью повышения экономических показателей бизнеса, основанного на эксплуатации этих ресурсов. Компромисс в достижении вышеупомянутых целей, как показывает практика, необходимо искать на пути использования средств и механизмов борьбы с перегрузками (congestion) в сети, а именно:
1) осуществлять рациональную настройку параметров сетевого оборудования с целью недопущения бесконтрольного увеличения интенсивности входных потоков;
2) реализовывать алгоритмы управления очередями, оптимизированные к условиям работы сетевого оборудования и к условиям SLA;
3) оптимизировать пути прохождения трафика через сеть, пытаясь максимизировать загрузку дорогостоящих элементов сети при соблюдении заданных требований к качеству обслуживания циркулирующих в ней потоков данных.
⇐Алгоритм «ведра жетонов» | Сети передачи пакетных данных | Инженерия потоков данных - недостатки традиционных протоколов маршрутизации⇒