Опыт предоставления сетевых услуг, приобретенный ведущими сервисами-провайдерами в Украине, свидетельствует, что вследствие широкого разнообразия решаемых прикладных задач количество показателей качества услуг и сетевого обслуживания, интересующее покупателей в разных реальных ситуациях использования ресурсов сети, превышает пятьдесят наименований. При этом, требуемые значения каждого из показателей, как правило, выбираются из широких диапазонов их допустимых значений. Поэтому и диапазон потенциально запрашиваемых покупателями уровней качества любой услуги может быть весьма широким. Это, с одной стороны, обеспечивает широкий диапазон возможностей для покупателя услуги при оптимизации заявленного им уровня услуги относительно его реальных нужд, т.е. обеспечивается учёт тонкой структуры требований к качеству услуги, выдвигаемых приложениями покупателя. Но, с другой стороны, предоставление персонифицированных сетевых услуг с обеспечением любого желательного для покупателя уровня услуги существенно повышает стоимость обслуживания, что снижает рентабельность системы обслуживания, особенно в условиях низкого платежеспособного спроса. Поэтому на практике относительно каждой услуги ограничиваются лишь несколькими стандартизированными уровнями и (или) узкими диапазонами уровней её предоставления. Это упрощает обслуживание (в частности, планирование сети и инженерию её ресурсов), позволяет более экономно использовать сетевые ресурсы и, как следствие, снижает стоимость услуги.
Рациональный выбор стандартизированных уровней качества услуги в процессе её проектирования является ответственной задачей, поскольку попытки, направленные на уменьшение количества этих уровней, должны при этом не приводить к существенному уменьшению потенциальной клиентской базы. Каждый предлагае мый сервис-провайдером уровень услуги должен иметь стабильный спрос со стороны потенциальных пользователей.
Множество телекоммуникационных услуг, предоставляемых с использованием ресурсов сетей передачи данных (СПД), целесообразно классифицировать по видам телекоммуникационных технологий транспортирования протокольных блоков данных (PDU) канального и (или) сетевого уровней (согласно модели OSI ISO). Это, в частности,,такие технологии как ATM, FR, IP, xDSL, Optical Ethernet и т.п.. Оборудование, реализующее эти технологии, образует сетевую среду предоставления услуг. С другой стороны, все наиболее популярные виды потоков, которые транспортируются каналами СПД, благодаря использованию транспортных технологий канального и (или) сетевого уровней, группируются согласно общих для них признакам в так называемые классы трафиков. Различают такие классы трафиков как голосовые пакеты, видео, HTTP, FTP, трафик баз данных и т.п. И, далее, для каждой услуги в рамках каждой телекоммуникационной технологии, которая реализована средствами СПД, определяется несколько стандартизированных уровней (диапазонов уровней) её предоставления с учетом характеристик классов трафиков, т.е. с учётом характеристик наиболее популярных видов потоков PDU, которые генерируются основной массой прикладных задач реальных и потенциальных пользователей. Определенные таким образом уровни (диапазоны уровней) услуги называются классами услуги (или классами QoS).
⇐Параметры качества обслуживания | Сети передачи пакетных данных | Классы обслуживания⇒