Рекомендованные нормативные значения параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков фреймов каналами транспортной ATM/ FR-сети для сквозных соединений типа «точка - точка» приведены в таблице 11.2.

Таблица 11.2 - Нормативные значения параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков фреймов каналами транспортной сети ATM/FR для сквозных соединений типа “точка - точка”

Примечание 1. Приведенные в табл. 11.2 нормативные значения параметров услуги по транспортировке фреймов касаются только PVC- соединений.

Примечание 2. Нормативные значения параметров /^-оборудования, представленные в табл. 11.2, выбраны, исходя из условия необходимости обеспечения уровней качества транспортировки пакетов через магистральную транспортную IP-сеть, построенную на базе сети ATM\FR, в соответствии с нормами табл. 10.3.

Примечание 3. Оценивание параметра FRER0в процессе текущего контроля соответствия не осуществляется. Однако в процессе поиска решений проблем несоответствия необходимо удостовериться, что текущие значения этого параметра не превышают нормы (т.е., нормативного значения FRERmax) на всех узлах (промежуточных и краевых) вдоль образованного PVC- соединения. Данные, необходимые для вычисления текущих значений этого параметра, фиксируются на основе наблюдения за параметром FCS и накапливаются в базах MIB с помощью механизмов протокола SNMP.

Примечание 4. Значение параметра PpRSAminопределяется из таких условий: интервал измерений параметра - 1 сутки; доступность оценивается по параметру FRLRmax^CIRy порог определения доступности cl берется на уровне 0,01; промежуток времени Тау, отведенный для определения FRLRmax(CIR)и сРавнения спорогом cl, равняется продолжительности одной серии сеансов измерений параметра FRLRmax^CIR^.

Примечание 5. Значение параметра RPmaxопределяется условиями SLA.

Рекомендованные нормативные значения параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков фреймов каналами транспортной ATM/ FR-сети для сквозных соединений типа «потребитель - потребитель» представлены в таблице 11.3.

Таблица 11.3 - Нормативные значения параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков фреймов каналами транспортной сети ATM/FR для сквозных соединений типа “потребитель - потребитель”

Примечание 1. В таблице 11.3 нормы представлены в разрезе двух классов обслуживания. Определение этих классов обслуживания принято из соображений, что сервисы канального уровня должны обеспечивать согласованную работу с сервисами сетевого уровня с тем, чтобы заданное качество обслуживания в транспортной сети поддерживалось «из конца в конец». Нормативные значения параметров /^-оборудования, представленные в табл. 11.3, выбраны, исходя из условия необходимости обеспечения уровней качества транспортировки пакетов через магистральную транспортную 1Р-сеть, построенную на базе сети АТМ\РЛ, согласно нормам табл. 10.2. Нормы представлены лишь для первых двух классов обслуживания (т.е., для класса 0 и класса 1), поскольку гарантии предоставляются лишь для потоков СШ.

Примечание 2. Приведенные в табл. 11.3 нормативные значения параметров услуги по транспортировке фреймов касаются лишь РУС- соединений.

Примечание 3. Оценивание параметра FRER0в процессе текущего кон» троля соответствия не осуществляется. Однако в процессе поиска решения проблем несоответствия необходимо удостовериться, что текущие значения этого параметра не превышают нормы (т.е., нормативного значения FRERmax) на всех узлах (промежуточных и краевых) вдоль PVC- соединения. Данные, необходимые для вычисления текущих значений этого параметра, фиксируются на основе наблюдения за параметром FCS и накапливаются в базах MIB с помощью механизмов протокола SNMP.

Примечание 4. Значение параметра PFRSAminопределяется из таких условий: интервал измерений параметра - 1 сутки; доступность оценивается параметром FRLRmax; порог определения доступности cl берется на уровне 0,01 для классов 0 и 1; промежуток времени Tav, отведенный для определения FRLRmax (CIR)и сравнения с порогом cl, равняется продолжительности одной серии сеансов измерений параметра FRLRmax (СШ).

Условия, точки и порядок измерений В процессе оценивания параметров QoS необходимо придерживаться требований п. 9.2.6. Кроме того, во время измерений текущие значения параметра ошибок FRER0 любого из пакетных коммутаторов транспортной сети, которые образовывают оцениваемое PVC-соединение, должны быть не большими, чем FRERmax.

Контроль качества обслуживания выполняется на сетевом уровне, т.е. к точкам SAP с обоих концов контролируемого соединения подключаются хосты и устанавливается режим периодического тестирования последовательностями ICMP-пакетов через фиксированные интервалы времени. Осуществляются активные измерения путем «пингования» тестовыми IP-пакетами через контролируемое PVC-соединение в прямом и обратном направлениях передачи тестовых данных.

Параметры процесса тестирования (т.е., структура тестового потока ICMP-пакетов, периодичность отчётности и т.п.) - согласно п.

10.1.4.

В процессе измерений должны выполняться такие два условия:

1) в каждый один тестовый фрейм необходимо упаковывать лишь один пакет;

2) вся тестовая последовательность ЮМР-пакетов должна упаковываться в тестовый поток фреймов с признаком ОЕ=0, т.е. в поток СШ. " При этих условиях текущие оценки измеряемых параметров и нормы на параметры качества обслуживания для потоков № и 1Р совпадают. Это предоставляет возможность выполнять оценивание параметров услуги по транспортировке потоков фреймов на соответствие нормам табл. 11.2 и табл.11.3 путем измерений и соответствующих расчетов параметров сетевого уровня согласно п.10.1.4.

Используется шлейфовая схема организации измерений в соответствии со схемами, отображенными на рисунке 11.1 (при соединениях типа «потребитель - потребитель», когда оборудование абонентского ГК-доступа принадлежит сервис-провайдеру) или на рисунке 11.2 (при соединениях типа «точка - точка», когда оборудование абонентского РК-доступа принадлежит потребителю). На этих рисунках показаны соответствующие точки доступа к услуге и соответствующие пары

Рисунок 11.1 - Схема организации измерений параметров качества обслуживания при оказании услуги по транспортировке фреймов каналами транспортной ATM/FR -сети при сквозном соединении типа “точка точка”

сквозное соединение "потребитель- потребитель" Обозначения:

- канал абонентского FR - доступа (принадлежит провайдеру);

-•- - SAP - точка доступа к услуге;

UNI - интерфейс "клиент - сеть" (при соединении типа "потребитель -потребитель"); МР, - i -я пара точек измерений Рисунок 11.2 - Схема организации измерений параметров качества обслуживания при предоставлении услуги по транспортировке фреймов каналами транспортной ATM/ FR-cem при сквозном соединении типа “потребитель - потребитель”

Тестовые IP-пакеты генерируются с помощью штатных программных средств узла - инициатора измерений. Потом инкапсулируются в поле данных тестовых фреймов (с помощью штатных программно-аппаратных средств канального уровня, т.е. устройства FRAD или FR-коммутатора) из расчета «в один фрейм - один пакет». И, далее, продвигаются черезконтролируемое PVC-соединение к конечному отдаленному узлу этого соединения. На отдаленном узле с помощью штатных программных средств сетевого уровня осуществляется «шлейфование» (т.е., логическое замыкание пары измерительных точек) согласно рис. 11.1 или рис. 11.2. После образования шлейфа тестовые пакеты (упакованные в тестовые фреймы) передаются в обратном направлении. На приёмном конце прибывшие протокольные блоки данных обрабатываются с помощью штатных программно-аппаратных средств узла - инициатора измерений (в т.ч., выполняется изъятие из фреймов тестовых ЮМР-пакетов).

В частности, во время измерений при сквозном соединении типа «точка - точка» хосты с измерительным программным обеспечением (обеспечивающим «пингование» и «шлейфование» на сетевом уровне) непосредственно подключаются к портам краевых FR-коммутаторов, образующих контролируемое PVC-соединение. Затем, необходимо замкнуть между собой (на логическом уровне), пару измерительных точек МР2дальнего конца соединения (см. рис. 11.2) и, далее, осуществлять «пингование» тестовыми ICMP-пакетами через точку МР j, расположенную на SAPtближнего конца образованного шлейфа. При этом, наблюдение за корреспондированными тестовыми ICMP-пакетами, которые продвигаются через каналы транспортной сети в обратном направлении от SAP2к SAPj, осуществляется в точке MPjn t, расположенной на SAPr

Пингование, измерения и обработка результатов измерений осуществляется при помощи программных средств сетевого уровня на узле, где расположен краевой коммутатор EFS(, а логическое замыкание точек МР2- штатными программными средствами узла, где расположен краевой коммутатор EFS2.

Измерения при сквозном соединении типа «потребитель - потребитель» выполняются аналогичным образом, но при этом SAP(и SAP2(и соответствующие измерительные точки) находятся на терминальных узлах потребителей. Чаще всего, в этом случае, для измерений используются штатные программные средства хостов потребителей.

По требованию потребителя или после выявления признаков несоответствия параметров PVC-соединения на более высоких уровнях (по стеку протоколов), чем канальный уровень, и если эти несоответствия не были устранены средствами сетевого уровня, осуществляется анализ параметров канального уровня.

При этом берётся во внимание то, что структура тестового потока фреймов FR идентична структуре тестового потока ICMP-пакетов (представленная на рисунке 9.1), поскольку в каждый фрейм тестового потока инкапсулируется лишь один ICMP-пакет. В этом случае количество утерянных фреймов будет равняться количеству утерянных ICMP-пакетов, а оцениваемые значения параметров задержки для потоков пакетов и фреймов будут совпадать.

Количество ошибочно полученных фреймов определяется путем анализа параметра FCS (Frame Check Sequence). Если контрольная последовательность в поле FCS указывает на существование ошибок в принятом фрейме, то такой фрейм уничтожается. Поэтому анализ параметра РСБ нужно осуществлять на каждом из узлов транспортной сети по маршруту РУС-соединения как в прямом, так и в обратном направлениях.

Поскольку измерения в РУС-соединениях при контроле соответствия выполняются лишь по потокам СШ, то оценивание параметров девиации задержек в потоках фреймов в этом случае теряет смысл.

Расчет отчетных значений параметра ЕИТО осуществляется по результатам каждого сеанса измерений, параметров Ш Ы10(С1К), Е11ЕК0, Р(ЕЯТОтах), Р^А - по результатам каждой серии сеансов измерений. Параметр Тгаи рассчитывается на отчетном промежутке, который равняется одному году. Параметры Кг и МТТ11 рассчитываются после каждого события восстановления работоспособности оборудования.

Действия в случае выявления несоответствия Текущий контроль качества сквозного соединения выполняется путем отслеживания текущих оценок параметра потерь пакетов 1РТО0(,С1К^. В процессе текущего контроля этого параметра может выявиться превышение его нормированного значения 1РТОт,С1куВ этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования на сетевом уровне. Например, контроль РУС-соединения можно выполнить путем отключения от него канального оборудования и «пингования» тестовыми пакетами по локальному шлейфу, который создается как на ближнем, так и на отдаленном концах контролируемого РУС-соединения. Если проблем на уровне протокола 1Р (и выше) на локальных шлейфах не выявлено, необходимо начать поиск проблем в работе оборудования на канальном уровне.

Плановый периодический контроль качества сквозного соединения выполняется путем отслеживания текущих оценок всех параметров сетевого уровня (не только параметра 1РТВ0(,С[{^). Эти оценки, при условии выполнения п. 11.1.4, должны совпадать с оценками параметров канального уровня, нормированные значения которых представлены в таблицах 11.2 и 11.3. В процессе планового контроля может выявиться превышение любого из нормированных значений параметров. В этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования сетевого уровня, в частности выполняя действия согласно п.11.1.5.

В процессе текущего или планового контроля оборудования FR средствами сетевого уровня (т.е., в процессе «пингования» ICMP-пакетами) могут выявиться несоответствия относительно нормативных значений сервис-ориентированных параметров сетевого уровня (в частности, превышение нормы на параметр потерь пакетов).

Поиск путей решения проблем несоответствия на канальном уровне в контролируемом PVC-соединении имеет смысл лишь для потока тестовых фреймов с признаком DE=0, скорость продвижения которых установлена на уровне CIR.

Примечание. Пингование ICMP-пакетами в потоке фреймов с признаком DE=1 (т.е., организация тестовых EIR-потоков) иногда выполняется с целью оценки величины ненормированного параметра FRLRmax^EIR^ в процессе определения уровней загруженности jFR-узлов по маршруту контролируемого PVC-соединения.

Во время такого поиска, как правило, используется шлейфовая схема организации измерений на сетевому уровне согласно п. 11.1.4. При этом берется во внимание, что структура тестового потока фреймов FR в этом случае должна быть идентична структуре тестового потока ICMP-пакетов, и, следовательно, оцениваемые значения параметров задержки, потерь и ошибок для потоков пакетов и фреймов должны совпадать. Учитывая выше изложенное, поиск путей решения проблемы несоответствия осуществляют путем сравнительного анализа измеренных текущих значений параметров сетевого уровня с соответствующими значениями параметров канального уровня (в частности, с количеством ошибочно принятых фреймов на FR-узлах вдоль контролируемого PVC-соединения - по результатам анализа параметра FCS; такие данные накапливаются при помощи штатных программных средств FR-оборудования во время заранее определенных продолжительностей сеансов измерений), а также с соответствующими нормированными значениями этих параметров. Значения параметров канального уровня анализируются во всех /7?-коммутаторах (и, возможно, устройствах ШАО), расположенных по маршруту контролируемого РУС-соединения. Локализация проблемы состоит в нахождении того межузлового участка РУС-соединения, где зафиксирована существенная разница между значениями соответствующих параметров канального и сетевого уровней или выявлено существенное отклонение от норм в разрезе любого из контролируемых параметров.

Снижение качества транспортировки клиентских потоков фреймов с признаком ОЕ=1 (т.е., ЕЖ-потоков) возможно вследствие перегрузки любого из /7?-узлов, расположенных на пути контролируемого РУС-соединения. Нахождение перегруженных узлов осуществляют путем анализа полученных оценок параметра РШЛ0(Е1Ку а также путём определения местоположения /7?-узлов, оборудование которых интенсивно генерирует сообщение о перегрузке в прямом/обратном направлении транспортировки фреймов - по признакам РЕСЫ и ВЕСЫ. В свою очередь, оценивание параметра ИИЛд осуществляется тем же способом, что и оценивание параметра РШЛ0но на основе генерации тестовых ЕШ-потоков. (При этом, следует помнить, что значение параметра Р11Ы1тяу^Р1в^ не нормируется).

Если в процессе вышерассмотренных действий проблем на уровне протоколов БЯ и 1Р не выявлено, необходимо начать поиск возможных проблем в работе оборудования первичной транспортной сети. Для этого необходимо обратиться к соответствующим службам владельца первичной сети.

В случае выявления несоответствия относительно нормированных значений сете-ориентированных параметров необходимо начать поиск проблем, связанных с отказами в работе сетевого оборудования согласно положениям регламентирующей эксплуатационной документации на используемое сетевое оборудование.

11.2. Услуга абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования FR

Услуга абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования FR целесообразна для использования в случае реализации SVC-соединений. Однако в отечественной практике SVC-соединения почти не используются. Нормирование параметров SVC-соединений по технологии FR в настоящее время находится в стадии разработки. •

11.3. Услуга абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования Optical Ethernet

Услуга абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования ОЕ целесообразна для использования в случае реализации ЕVC-соединений по схеме «множество точек -множество точек». Однако в отечественной практике EVC-соедине-ния почти не используются. Нормирование параметров таких соединений в настоящее время находится в стадии разработки.

11.4. Услуга абонентского доступа к транспортной A TM/FR-cbtv\

с использованием оборудования FR и xDSL

Структурная схема соединений оборудования FR и xDSL, с помощью которого осуществляется доступ к транспортной ATM/ FR-cem, показана на рисунке 11.3. На этой схеме указаны точка доступа к услуге и соответствующие пары точек для измерений параметров этой услуги.

Обозначения:

SAP - точка доступа к услуге; МР, “ i-я точка измерений ;

EFS _ краевой FR - коммутатор.

Рисунок 11.3 - Структурная схема соединений оборудования FR та xDSL при оказании услуги абонентского доступа к транспортной ATM/FR-сети 11.4.1. Параметры функциональности Параметры функциональности относительно трафика FR - это AR, CIR, EIR, Вс, Be и Т. Определяются - согласно п. 10.2.1.

Параметры функциональности относительно трафика xDSL - это RLad, RCad, RLar, RCar. Определяются - согласно 13.1.1.

11.4.2. Параметры QoS и NP

Классификатор параметров качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования FR и xDSL, техническая и организационная поддержка которых, как правило, обеспечивается сервис-провайдером, содержит два подмножества параметров. Первое подмножество характеризует качество обслуживания на уровне использования оборудования FR. Параметры этого подмножества приведены в таблице ll.l. Параметры второго подмножества, которые характеризуют качество обслуживания на уровне использования оборудования xDSL, представлены в таблицы 13.1. Определение этих параметров - согласно п. 13.1.

Frtd | Сети передачи пакетных данных | Нормативы качества