Обратимся к структуре системы управления ERP, показанной на рис. 3.
Рис. 3.1
Уже было выяснено, что прогнозирование является, по существу, первым шагом для планирования. По этой причине функция прогнозирования могла бы разместиться на схеме повсюду, где есть планирование. Однако она показана только там, где речь идёт о получении приближённых представлений о будущем. Модули системы ERP, начиная с «Графика выпуска продукции» оперируют с детерминированной информацией об элементах производственного процесса, поэтому прогнозирование как отдельная функция в них не применяется. Сказанное не противоречит трёхзонной схеме составления планов на длительные сроки. Хотя план в третьей зоне и является предварительным, а, следовательно, приближённым, но он составляется на основе детерминированной информации. Прогнозы строятся как приближённые оценки будущего спроса на продукцию и сервис и на ресурсы, необходимые для его удовлетворения.
Можно привести ряд примеров из деятельности предприятий, иллюстрирующих необходимость прогнозирования различных процессов.
1. Планирование развития предприятия. Может потребоваться несколько лет для того, чтобы создать новое производство. Такие решения относятся к области стратегии. Для их обоснования необходим долгосрочный прогноз спроса на продукцию, чтобы менеджеры компании могли представить, каким временем они располагают, чтобы построить новый завод и наладить выпуск продукции и сервис.
2. Планирование производства. В некоторых случаях спрос на продукцию и сервис меняется от месяца к месяцу. Производство должно отслеживать изменение спроса. Но для изменения структуры производственных мощностей могут потребоваться месяцы. Менеджерам необходим в этой ситуации среднесрочный прогноз, чтобы они могли представить себе, какие сроки у них есть в запасе для изменения производственных мощностей в соответствии с меняющимся спросом.
3. Графики работы подразделений. Пусть спрос на продукцию и сервис изменяется от недели к неделе. Графики работы подразделений должны отражать этот спрос. Численность работающих и их загрузка, графики отпусков и ремонта оборудования формируются менеджерами компании с учётом краткосрочных изменений. Но реализация этих решений требует времени, и краткосрочный прогноз позволяет менеджерам понять, какими резервами времени они располагают для реализации необходимых решений.
Прогнозирование, таким образом, присутствует на нескольких уровнях системы управления предприятием.
Задачи прогнозирования решаются с помощью программного обеспечения, которое включается в базовые системы, предназначенные для создания конкретных АСУП, или с помощью специализированных пакетов прикладных программ. Первые системы можно определить как проблемно-ориентированные, а вторые - как методоориенированные. Исторически, вторые системы появились раньше, но сейчас в области управления предприятиями центр тяжести сместился к системам первого типа. Причина - в их ориентации на прикладные методы, адекватные реальным задачам управления предприятиями.
Для систем управления предприятием наиболее важными моментами являются:
♦ Иерархия прогнозов.
♦ Структура формирования прогнозов.
♦ Качественные методы прогнозирования.
♦ Количественные методы прогнозирования.
♦ Сочетание прогнозирования и планирования.
⇐Выводы к главе 2. | Система управления предприятием типа ERP | Иерархия прогнозов⇒