Электронные карты (ЭК) представляют собой динамическую визуализацию цифровых карт при помощи видеомониторов и соответствующего программного интерфейса. Применение ЭК вообще и в логистике в частности вызвано необходимостью повышения эффективности использования информации.
Электронную карту можно рассматривать как многокомпонентную модель реальности. Цифровая картографическая информация является частью информационной основы ГИС и обусловливает возможности ЭК при геомоделировании.
Визуализация пространственных данных в форме ЭК выполняет роль интерфейса, обеспечивающего пользователю динамическое двустороннее взаимодействие с базой пространственных данных. Электронная карта как автоматизированная система характеризуется качественно новыми свойствами при обработке пространственной информации.
Системы электронных карт можно рассматривать как специализированные информационные системы, ориентированные на визуализацию картографических данных. Технологически такие системы могут функционировать независимо и образовывать некие специализированные ГИС либо входить как подсистемы в глобальные ГИС.
Электронные карты позволяют применять интерактивный режим работы с картографическими данными, описаниями и оперативной информацией. Это создает возможность в процессе планирования или проведения исследований по картам оперативно вторгаться в процесс проектирования карты и задавать новые проектные критерии, решения или ограничивающие условия.
Особенностью электронной карты является то, что она может быть организована как множество слоев (покрытий). Слои являются видом картографических моделей, которые построены на основе типизации и объединения пространственных объектов или набора данных, имеющих какие-либо общие свойства или функциональные признаки. Такими свойствами могут быть: принадлежность к одному типу пространственных объектов (жилые здания, подземные коммуникации, административные границы и т. д.); отображение на карте одним цветом; представление одинаковыми графическими примитивами (линиями, точками, полигонами) и т. д.
В качестве отдельных слоев можно объединять данные, полученные в результате сбора первичной информации. Принадлежность объекта или части объекта к слою позволяет использовать и добавлять групповые свойства объектам данного слоя.
Данные, размещенные на слоях, могут обрабатываться как в интерактивном режиме, так и в автоматическом. С помощью системы фильтров или заданных параметров объекты, принадлежащие слою, могут быть одновременно масштабированы, перемещены, скопированы, записаны в базу данных. При установке других режимов можно наложить запрет на редактирование объектов слоя, запретить их просмотр.
Многослойная организация электронной карты при наличии гибкого механизма управления слоями позволяет объединить и отобразить не только большее количество информации, чем на обычной карте, но существенно упростить анализ картографических данных путем селекции данных, необходимых для текущего рассмотрения, и применения механизма «прозрачности» электронной карты.
Анализ выводимых на экран промежуточных результатов и отдельных слоев, учет динамики исследуемого процесса или поиска позволяют изменять ход обработки данных и приходить при необходимос ти к искомому результату действуя эвристически, не имея четкого начального плана исследования. Следует пояснить, эвристические действия подчиняются эвристике, другое название - эвриология (англ. Heuristics) - методология разрешения проблем, использующая метод проб и ошибок, а также результаты эксперимента для нахождения пути к решению. Также называется наука о закономерностях и методах открытия и изучения нового в творческой и познавательной деятельности человека, опирающаяся на изучение-психологии творчества. Хотя такая методология может и не привести к оптимальному решению, она является более оперативным, дешевым и практичным подходом, чем использование методов оптимизации.
Электронные карты как модели картографической информации относятся к классу динамических моделей, но они могут создаваться в двух режимах: в режиме разделения времени (например, электронные атласы) - аналоги обычных карт и в режиме реального времени (навигационные системы).
В логистике их сегодня используют в основном во втором режиме, поскольку стремление повысить экономическую эффективность дистрибьюции и работать с товаром без промежуточных складов, прямо с колес делает весьма актуальным этот режим. С его помощью можно в пространстве и времени следить за процессом товародвижения, оценивать соответствие текущей ситуации запланированной и принимать решения по устранению отклонений от плана.
Электронная карта, реализуя мобильную или адаптивную модель данных, позволяет настраивать состав, объем и форму отображаемых данных в соответствии с запросами пользователя.
Режимы реального масштаба времени накладывают повышенные требования к вычислительным ресурсам таких систем, а именно к компактности оборудования в сочетании с высоким быстродействием.
В отличие от многих ГИС в ЭК корректировка и визуализация данных осуществляются без прямого участия человека-оператора. Широкое применение электронные карты находят в автотранспорте, в частности для определения местоположения движущегося транспортного средства. В настоящее время система электронных карт на автомобилях имеет мощную поддержку систем спутниковой связи и навигации.
Электронные карты в определенном смысле подобны справочникам, которые должны храниться в библиотеках (банках данных), содержать подробную информацию, занимать минимальный объем и быть всегда доступными.
Примером электронной карты, оформленной в виде рыночного продукта, может служить цифровая карта мира (суши) Digital Chart of the World (DCW) в формате Arclnfo, созданная на основе тактических навигационных карт Министерства обороны США фирмой ESRI. Ее исходный масштаб 1: 1.000.000, объем данных 1,7 Гбайта, носитель - четыре диска CD-ROM с книгой описания данных.
Карта разбита на 2094 листа размером 5X5°. Число тематических слоев на лист: от 3 до 27 (для России в среднем 17 слоев). Существуют версии DCW для UNIX-рабочих станций и для PC. Для просмотра и работы с картой можно использовать все ГИС-пакеты ESR1.
В качестве другого примера можно привести поставляемый на компакт-диске 3D-Atlas. В этой электронной карте информационная основа интегрирована на атласе мира. Система позволяет осуществлять наблюдение карт в разных масштабах и допускает трехмерную визуализацию. В ней возможно реализовать виртуальное перемещение над земной поверхностью (режим «Полет») с визуальным эффектом полета в трехмерном пространстве. Кроме наблюдения поверхности Земли в системе имеется возможность просмотра глобальных карт: атмосферы, гидросферы, биосферы, геосферы, литосферы, часовых поясов. Система позволяет просматривать атрибуты и проводить небольшие операции анализа данных.
Современные электронные карты используют набор возможностей мультимедиа, что придает им большую выразительность и наглядность по сравнению с обычными картами.
⇐Российские геоинформационные системы и геомодули | Информационные системы и технологии | Применение программных гис-продуктов для решения актуальных логистиеских зада в практике бизнеса⇒