Существует два основных фактора, влияющих на размер накладных расходов при функционировании определенного протокола маршрутизации. Первый определяет насколько и когда информация о состоянии сетевых ресурсов должна быть обновлена. Как правило, решение об обновлении, т.е. фактически рассылка в рамках сети, где функционирует протокол, принимается локально на узле в результате изменения параметров состояния линий или самого узла. Решение об обновлении информации принимается специальными процедурами программно реализованными в узлах. Эти процедуры можно классифицировать по моменту инициализации следующим образом:

• «пороговые»: когда разница между новыми параметрами и параметрами, распространенными при предыдущем обновлении, превышает некоторый порог, например, 50%;

• «абсолютное или классовое изменение»: доступная в некоторый момент времени полоса пропускания линии может задаваться путем присвоения заранее определенного класса, причем увеличение или уменьшение доступной полосы пропускания приводит к изменению класса. Обновление производится, когда меняется класс линии, т.е. меняется доступная полоса пропускания;

• «по таймеру»: принудительное обновление информации по истечении заранее заданного таймера. Часто используется совместно с функциями первого и второго типа.

Каждый класс обладает определенными достоинствами и недостатками, и одной из ключевых задач Оо5-маршрутизации является разработка оптимального алгоритма обновления информации с точки зрения отношения объема информации состояния к ее точности. Решение ранее упомянутой в разделе 3.3 данной главы задачи нестабильности маршрутов напрямую зависит от степени оптимальности подобного алгоритма.

274

Протоколы и алгоритмы маршрутизации Вторым фактором, влияющим на размер накладных расходов при функционировании определенного протокола маршрутизации, является содержимое сообщений обновления информации состояния и параметров сетевых элементов. Рассмотрим ситуацию, когда в процессе функционирования некоторый параметр какого-либо сетевого элемента изменился несущественно.

Теоретически в этом случае должна быть выполнена процедура обновления, однако, это не всегда происходит, т.к. напрямую зависит от типа применяемой процедуры обновления (см. выше). Поэтому в подобных случаях мы имеем дело с неточной или устаревшей (вовремя не обновленной) информацией, на базе которой в сети расчитываются оптимальные пути. Степень неточности зависит от нескольких факторов. Например, при применении на сети процедуры обновления типа «абсолютное или классовое изменение» или «пороговое» без обновления «по таймеру» для конкретной линии неточность будет напрямую зависеть от количества классов, определенных для этой линии (чем больше классов, тем чаще обновление) и заданных параметров порога. *

В случае, когда в рамках рассматриваемой сети на всех узлах известен тип применяемой процедуры обновления информации, неточность можно «обойти» путем введения компенсаторных параметров при вычислении оптимального пути. Т.е. мы просто заранее готовы к тому, что информация неточна, однако не настолько, чтобы ее не использовать при расчетах. Данный тип неточности называется систематической.

Существуют методы и алгоритмы для обеспечения приемлемого качества функционирования протоколов маршрутизации при систематической неточности информации, ознакомиться с которыми можно в [Сиег99-2]. В реальности достаточно часто для обновления используется процедура «по таймеру», причем размер промежутка времени между обновлениями достаточно велик.

В этом случае также имеем неточность информации, на базе которой вычисляются оптимальные пути на остальных узлах рассматриваемой сети. К сожалению, в данном случае неточность информации выше по сравнению с систематической неточностью и ее оценка представляется практически невозможной. В связи с этим подобная неточность называется случайной. Принципы функционирования алгоритмов маршрутизации при случайной неточности также приведены в [Сиег99-2].

Факторы, влияющие на стоимость вычисления | Управление трафиком и качество обслужевания в сети | Современные алгоритмы qos-маршрутизации