Под технологией (гр. 1есИие - искусство, мастерство + ло-гия) понимают обычно: 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например технология металлов, химическая технология, технология строительных работ; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.
Рассматривая технологию как науку о производстве материальных благ, ученые выделяют в ней три аспекта [32]: информационный, инструментальный и социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства; инструментальный - орудия труда, с помощью которых реализуется производство; социальный - кадры и их организацию.
Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX в. в процессе становления информатики. Особенностью информационных технологий является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда - средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Причем производство информации и ее верхнего уровня - знаний - оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.
За точку отсчета развития человеческой цивилизации обычно принимают время, когда люди начали создавать орудия труда и охоты. Вся последующая история технического прогресса от овладения огнем до открытия ядерной энергии - это история последовательного подчинения человеку все более могущественных сил природы. Задача, решаемая на протяжении тысячелетий, - умножать различными инструментами и машинами мускульную силу человека. В то же время попытки создания инструментов, См.: Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 2001.
усиливающих природные возможности человека по обработке информации, начиная от камешков абака и заканчивая механическим прототипом современной ЭВМ - машиной Беббиджа, составляют лишь ничтожную часть в общем потоке развития научно-технического прогресса.
Как известно, для реализации научно-технической идеи требуется выполнение по крайней мере трех основных условий:
• идея не должна противоречить известным законам науки;
• в ее реализации должна быть остро заинтересована значительная часть общества;
• должен быть достигнут уровень технологии общественного производства, обеспечивающий эффективную реализацию заложенных в идею технических принципов.
Первое из этих условий для машины Ч. Беббиджа выполнялось. Чтобы ответить на вопрос, дозрел ли к середине XIX в. социальный заказ на информационную машину, посмотрим на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу США
Из этого рисунка видно, что в США до конца XIX в. свыше 95% трудоспособного населения страны были заняты физическим трудом и только менее 5% - работой с информацией. Понятно, что в этих условиях основные производственные усилия общества были направлены на совершенствование инструментов и машин, облегчающих работу с материальными объектами, а информация могла подождать.
На самых ранних этапах формирования трудовых коллективов для синхронизации выполняемых действий человеку потребовались кодированные сигналы сообщения, сложность которых быстро возрастала с повышением трудового процесса. Эту задачу человеческий мозг решал эволюционно - без каких-либо искусственно созданных инструментов: развилась и постоянно совершенствовалась человеческая речь. Речь оказалась и первым носителем человеческих знаний. Знания накапливались в виде устных рассказов и преданий и в такой форме передавались от поколения к поколению. Природные возможности человека по накоплению и передаче знаний впервые получили "технологическую поддержку" после создания письменности. Начатый тогда процесс поиска и совершенствования носителей информации продолжается до сих пор: сначала это были камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага, а теперь - магнитные и оптические носители информации, кремний и т.д.
По современным археологическим данным, дистанция на шкале времени между первыми инструментами для работы с материальными объектами (топор, ловушки и др.) и инструментами для регистрации информационных образов (на камне, кости и т.д.) - около миллиона лет. Иными словами, почти 99% своего исторического пути люди имели дело в основном только с материальными объектами. Весь отрезок времени, в течение которого они сначала научились регистрировать информационные образы, а затем и обрабатывать их, не составляет и 1 % возраста человеческой цивилизации. Поэтому исторический опыт, а следовательно, и глубина творческой интуиции человека на несколько порядков слабее в информационной сфере деятельности, чем в сфере традиционного материального производства.
Одновременно с развитием процесса накопления знаний в человеческом обществе шел процесс формирования обособленной профессиональной группы, для которой сначала основным, а затем и единственным "служебным занятием" становится работа с информацией. Жрецы - хранители устных сокровищ знаний, а затем переписчики и толкователи книг тысячелетиями сохраняли за собой исключительную власть, основанную на монопольном доступе к растущему фонду человеческого опыта, оставались по средниками между накопленными знаниями и заинтересованными в этих знаниях людьми. Этот живой барьер начал разрушаться только после изобретения книгопечатания.
Стимулируемое книгопечатанием развитие наук ускоряло темпы накопления профессиональных знаний. Эти знания теперь можно было быстро тиражировать, и они делались доступными для многих, нередко разделенных территориально и во времени участников трудового процесса. Знания, овеществленные через трудовой процесс в станки, машины, новые технологические процессы и другие новые технологические новшества, становились идеей плодотворных научных направлений. Цикл "знания - наука - общественное производство - знания" замкнулся, и спираль технологической цивилизации начала раскручиваться с поражающей скоростью.
Таким образом, книгопечатание, резко увеличив тираж пассивных носителей информации - книг, впервые создало информационные предпосылки ускоренного роста производительных сил. За последовавшие три столетия интенсивного роста производительных сил был подготовлен тот основной научно-технический задел, который привел к промышленной революции XVIII в.
"Новые машины" для обработки информации появились лишь в середине XX в. Как видно из рис. 1.1, к 1946 г., когда была пущена в эксплуатацию первая ЭВМ, общая численность занятых в информационной сфере США приближалась к 30% численности всего трудоспособного населения страны.
Появление простейших информационных технологий можно отнести к началу письменности. Мощным толчком к развитию информационных технологий послужило книгопечатание, позволившее тиражировать информацию и открывшее эру бумажной информационной технологии.
Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало уже на ранних стадиях своего развития. Если сначала для ускорения передачи информации использовались костры, курьеры, потом почта, семафорный телеграф и др., то с изобретением электрического телеграфа и телефона принципиально изменились возможности передачи информации. Изобретение телефона, радио и телевидения (рис. 1.2), а затем электронных вычислительных машин (ЭВМ), цифровых систем связи и вычислительных сетей, создание в 1978 г. первого персонального ком-
Рис. 1.2. Основные технические достижения человечества, обусловившие появление информационных технологий (ИТ)
пьютера и совершенно невероятное и исключительно быстрое его распространение и развитие именно в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации позволили новым, автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности.
Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:
• средства накопления больших объемов информации на машинных носителях, таких, как магнитные и оптические диски;
• средства связи, такие, как радио- и телевизионная связь, телекс, телефакс, цифровые системы связи, компьютерные сети, космическая связь, позволяющие воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;
• компьютер, особенно персональный компьютер, позволяющий по определенным алгоритмам обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.
Информационные технологии направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, ускорения научно-технического прогресса общества.
Понятие информации является чрезвычайно емким и широко распространенным в человеческом обществе, особенно в настоя щее время, когда информатика, информационные технологии, компьютеры сопровождают человека чуть ли не с рождения.
Сама по себе информация может быть отнесена к абстрактным понятиям типа «математические». Однако ряд ее особенностей приближает информацию к материальному миру. Так, информацию можно получить, записать, передать, стереть. Информация не может возникнуть из ничего. Но есть и особенности, отличающие информацию от реального мира. При передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе не уменьшается, хотя в принимающей системе оно, как правило, увеличивается. Кроме того, наблюдается независимость информации от ее носителя, так как возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов безотносительно к ее семантике, т.е. содержательности, смыслу. Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного или вычислительного эксперимента или путем логического вывода. В связи с этим информацию делят на доопытную, или априорную, и пос-леопытную, или апостериорную, полученную в результате проведенного эксперимента.
Для того чтобы в материальном мире происходили обмен информацией, ее преобразование и передача, должны быть источник информации, передатчик, канал связи, приемник и получатель информации. Среда передачи объединяет источник и получателя информации в информационную систему (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Информационная система Подобные информационные системы возникают не только среди людей. Обмен информацией происходит и в животном, и в растительном мире. Если же участником информационной системы является человек, то речь идет о смысловой информации, т.е. информации, выражаемой человеком.
Получатель информации оценивает ее в зависимости от того, для какой задачи информация будет использована. Поэтому информация имеет свойство относительности. Одна и та же информация для одного получателя имеет глубокий смысл и обладает чрезвычайной ценностью, а для другого - является либо давно уже известной, либо бесполезной. Например, информация о последних достижениях в физике частиц высоких энергий очень важна для физика-ядерщика и совершенно бесполезна для агронома.
В зависимости от того, с каких позиций оценивается информация, различают такие ее аспекты, как синтаксический, семантический и прагматический.
Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации для ее передачи и хранения. Обычно информация, предназначенная для передачи, называется сообщением. Сообщение может быть представлено в виде знаков и символов, преобразовано в электрическую форму, закодировано, т.е. представлено в виде определенной последовательности электрических сигналов, однозначно отображающих передаваемое сообщение, и промодулировано для того, чтобы имелась возможность его передачи по выбранному каналу связи. Характеристики процессов преобразования сообщения для его передачи определяют синтаксический аспект информации при ее передаче. При хранении синтаксический аспект определяется другими формами представления информации, которые позволяют наилучшим образом осуществить поиск, запись, обновление, изменение информации в информационной базе. Информацию, рассмотренную только относительно синтаксического аспекта, часто называют данными.
Семантический аспект отражает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Смысловые связи между словами или другими элементами языка отражает тезаурус. Тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смыслу, и некоторого ключа, например алфавитного, позволяющего расположить слова в определенном порядке. При получении информации тезаурус может изменяться, и степень этого изменения характеризует воспринятое количество информации.
Прагматический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации. Этот аспект отражает потребительские свойства информации. Если ин формация оказалась ценной, поведение ее потребителя меняется в нужном направлении. Проявляется прагматический аспект информации только при наличии единства информации (объекта), потребителя и поставленной цели.
Информация с точки зрения ее возникновения и последующих преобразований проходит три этапа, которые, собственно, и отражают ее семантический, синтаксический и прагматический аспекты. Человек сначала наблюдает некоторый факт окружающей действительности, который отражается в его сознании в виде определенного набора данных. Здесь проявляется синтаксический аспект. Затем, после определенной структуризации этих данных в соответствии с конкретной предметной областью, человек формирует знание о наблюдаемом факте, что отражает семантический аспект полученной информации. Информация в виде знаний имеет высокую степень структуризации, что позволяет выделять полную информацию об окружающей нас действительности и создавать информационные модели исследуемых объектов. Полученные знания человек затем использует в своей практике, т.е. для достижения поставленных целей, что и отражает прагматический аспект информации.
Информация классифицируется по в ид а м. Научная информация - это информация, наиболее полно отражающая объективные закономерности природы, общества и мышления. Ее подразделяют по областям п олу ч е н и я, или пользования: на политическую, экономическую, техническую, биологическую, физическую и т.д.; по назначени ю: на массовую и специальную.
В системах организационного управления выделяют экономическую информацию, связанную с управлением людьми, и техническую информацию, связанную с управлением техническими объектами.
Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В связи с тем, что экономическая информация большей частью связана с общественным производством, ее часто называют производственной информацией.
Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и относительно несложных математических расчетов для получения многих видов результатной информации.
Структурной единицей экономической информации является показатель. Он может быть представлен в виде:
Показатель представляет собой контролируемый параметр экономического объекта и состоит из совокупности реквизитов. Реквизит имеет законченное смысловое содержание и потребительскую значимость. Таким образом, реквизит - это логически неделимый элемент показателя, отражающий определенные свойства объекта или процесса. Реквизит нельзя разделить на более мелкие единицы без разрушения его смысла. Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков.
Реквизит-признак характеризует смысловое значение показателя и определяет его наименование.
Реквизит-основание характеризует, как правило, количественное значение показателя (вес, стоимость, норма времени и т. д.).
⇐Информация и информационная технология | Информационные системы и технологии в зкономике | Экономиеская информация как асть информационного ресурса общества⇒