Концепция интеллектуальной сети является сегодня одной из определяющих концепций развития современных сетей связи. Интерес, проявляемый к ИС, не случаен и основан на преимуществах, которые получают администрации связи, операторы сетей и абоненты при реализации услуг ИС, называемых также услугами дополнительных доходов (value added services) [42]. Кроме того, данная концепция позволила осуществить выход на рынок средств связи не только производителей коммутационного оборудования, но и ведущих производителей средств вычислительной техники (СВТ) и современных средств обработки информации. Концепция ИС формируется уже более десяти лет и после выпуска в 1993 году ITU-T пакета рекомендаций серии Q. 1200 стала действующим международным стандартом, поддерживаемым также практически всеми основными организациями стандартизации связи -ETSI, ANSI и др. В соответствии с рекомендацией ITU-T 1.312/Q. 1201 определение интеллектуальной сети звучит следующим образом.
Интеллектуальная сеть - это архитектурная концепция предоставления новых услуг связи, обладающих следующими основными характеристиками:
• широкое использование современных методов обработки информации;
• эффективное использование сетевых ресурсов;
• модульность и многоцелевое назначение сетевых функций;
• интегрированные возможности разработки и внедрения услуг средствами модульных и многоцелевых сетевых функций;
• стандартизованное взаимодействие сетевых функций посредством независимых от услуг сетевых интерфейсов;
• возможность управления некоторыми атрибутами услуг со стороны абонентов и пользователей;
• стандартизованное управление логикой услуг.
Кроме того, следует отметить, что концепция ИС применима практически ко всем известным сегодня типам сетей, таким как:
• телефонная сеть общего пользования PSTN (Public Switched Telephone
Network);
• сеть связи с подвижными системами PLMN (Public Land Mobile Network);
• узкополосная и широкополосная цифровые сети с интеграцией служб N(B) ISDN (Narrowband (Broadband) Integrated Services Digital Network).
Определим понятия основных терминов, используемых в ИС, - согласно рекомендации ITU-T Q.1290.
Услуга (Service) - это коммерческое предложение, характеризующееся одним или несколькими основополагающими свойствами (core features) и каким-то количеством вспомогательных свойств (свойства по выбору, optional features).
Например, услуга «свободный телефон» (Услуга 800, Freephone) имеет два основополагающих свойства (оплата за счет вызываемого абонента и переадресация номера вызываемого пользователя) и 16 вспомогательных свойств, реализация которых не обязательна. В число последних входят: ограничение числа входящих вызовов, аутентификация вызывающего абонента, распределение вызовов по многим пользователям, имеющим тот же номер вызова, и др.
При определении правил предоставления услуг следует различать четыре «действующих лица»:
1) оператор интеллектуальной сети (поставщик сети, Network Provider);
2) поставщик услуги (Service Provider) - юридическое или физическое лицо, заключающее контракт с оператором Интеллектуальной сети на установку и предоставление услуги, например, на установку средств предоставления Услуги 800. Часто поставщиком услуги является оператор сети;
3) абонент услуги (Service Subscriber) - юридическое или физическое лицо, заключающее контракт с оператором ИС и/или поставщиком услуги на предоставление услуги (абонирование услуги), например, фирма, абонирует услугу «800» для рекламы своих товаров;
4) пользователь услуги (User) - объект (физическое лицо или техническое устройство), пользующееся услугой от имени абонента услуги.
На рис. 2.1 показано место пользователя и абонента услуги на сети ИС.
⇐Эволюция концепции интеллектуальных сетей | Интеллектуальные сети связи | Общие функциональные требования к архитектуре ис⇒