Термин «media» переводится как средство, однако в современном звучании mass-media-технологии более предстают как цель, и это обстоятельство должно существенно изменить и содержание профессии журналиста, его роль в обществе, отношение к нему в обществе. Журналистика предстает одним из системообразующих факторов информационного общества, заселяющего виртуальные миры.
В предыдущей главе мы очертили круг теоретико-методологических проблем, связанных со становлением информационного общества. Эта было сделано для того, чтобы декларировать основные подходы к предмету настоящего исследования и обозначить благоприятные направления развития отечественных mass-media-технологий. Тем более что принципиально новые подходы технологического плана оказывают существенное влияние на комплекс умений и навыков, закладывающих основы журналистского мастерства. Эта и близкие ей темы привлекают все большее внимание специалистов различных областей, так как имеют не только теоретико-познавательное, но и вполне конкретное, практическое значение. Особенно это важно для формирования будущих профессиональных журналистов.
Симптоматично, что образовательная система оказалась на этот счет достаточно гибкой и предлагает сегодня введение новой специальности, более адекватной предмету деятельности в области СМИ. Речь идет о появлении специальности «коммуникативист» - специалист по социальным коммуникациям. Более того, институты, занимающиеся проблемами СМИ, начинают говорить о себе как об институтах коммуникативистики.
В данном случае мы не ставим своей целью подвергать сомнению правомерность термина «журналистика» и соотносить его с понятием «коммуникативистика». Эта тема отдельного разговора. Речь идет лишь о том, что изменения, происходящие в информационном пространстве, уже зафиксированы терминологически. И система образования моментально на них среагировала, что не очень ей свойственно - традиционно несколько консервативна.
Более того, между прессой, радио- и тележурналистикой давно сложились определенные отношения. Между ними действуют неписаные правила профессиональной этики. Например, газетного или журнального журналиста с удовольствием приглашают к микрофону или в эфир. Есть и другие, выстроенные временем, взаимоотношения, в основе которых лежат различные профессиональные навыки и умения, диктуемые спецификой того или иного средства массовой информации.
В данном случае мы не говорим о появлении новой журналистской специализации, а если и говорим, то не делаем ее предметом нашего анализа.
Речь идет о появлении новых технологических требований к профессии, продиктованных появлением сети. Они предъявляются сегодня практически всем журналистам, вне зависимости от средства массовой информации, в котором они работают, их профессионального мастерства, возраста, пристрастия к тому или иному жанру. Более того, именно журналистика одной из первых ощутила на себе влияние кибернетического пространства.
⇐Радио в интернете | Информационные технологии в журналистике | Архитектура виртуальных построений⇒