Перспективные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействие СМИ на социально-политическую и культурную жизнь людей. Переход к информационному обществу и развитие информационного пространства России неразрывно связаны с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни, с реформированием социально-экономической сферы. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права граждан на ее свободный поиск, получение, производство и распространение.
Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству и нынешний политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности обуславливает особую роль СМИ в жизни общества. Конечно, сегодня мы не можем четко сказать, когда закончится переходный период в России. «Однако в целом Россия уже преодолела состояние некой неопределенности, неясности: поэтому и новую структуру медиасистемы, к которой она двигалась в течение 10 лет суверенного существования, можно считать если и незаконченным зданием, то во всяком случае базовой конструкцией, которая в дальнейшем будет улучшаться, обустраиваться, расширяться, но никак не ломаться и вновь перестраиваться» [3]. При этом в полной мере должны проявляться такие свойства СМИ, как:
• массовость,
• тиражируемость,
• периодичность,
• использование постоянно пополняемых информационных ресурсов,
• выполнение СМИ функций создания первичной информации,
• применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.
СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России.
Как считают многие исследователи, сегодня особенно актуальны проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов и общественности, с правовой охраной личной тайны в средствах СМИ и защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. Ведь пока еще СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур.
Для решения этих проблем необходимы следующие действия:
• недопущение подчинения СМИ интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ - прямой нажим, снабжение СМИ неполной, искаженной или ложной информацией, бесправие журналистов, сращивание структур власти, бизнеса и прессы и т.д.;
• ограничение концентрации и монополизации СМИ, ведущее к уменьшению числа независимых источников информации;
• содействие развитию местных СМИ и защита интересов региональных рынков массовой информации;
• совершенствование законодательства в части реализации свободы слова, свободного распространения массовой информации;
• недопущение пропаганды насилия и национальной нетерпимости через СМИ;
• обеспечение плюрализма СМИ и доступа к официальной информации.
Назрела необходимость создания условий, при которых обеспечивается свобода слова при одновременном обеспечении защиты национальных интересов страны. Следует незамедлительно выработать меры, способные обеспечить в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества, государства. При этом необходимо учитывать и постепенно преодолевать сформировавшееся у значительной части населения недоверие к СМИ и негативное отношение к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям граждан. Все существующее и перспективное законодательство и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ, следует привести в соответствие с международными нормами права. Особое внимание в области правового регулирования деятельности СМИ должно быть уделено положениям, устанавливающим государственную поддержку СМИ и книгоиздания, недопустимость введения политической цензуры.
Несмотря на то, что сегодня активно осуществляется взаимопроникновение традиционных и сетевых СМИ, актуальной остается проблема адаптации СМИ к реалиям информационного общества. Эта проблема достаточно многогранна и касается, по крайней мере, трех субъектов взаимодействия и, соответственно, объектов противоречий: традиционной системы СМИ; телекоммуникационного профессионального сообщества с сетевыми службами массовой информации; потребителей информации.
Сегодня традиционные СМИ, давая информацию читателю или слушателю, вынуждены учитывать присутствие сетей - что в равной мере относится и к информации сетевой. Более подробный анализ сложившейся ситуации бу дет осуществлен несколько позже. Здесь же ограничимся беглым перечнем актуальных задач, стоящих сегодня перед СМИ и обществом:
•легализация сетевых СМИ, т. е. признание за ними права называться средствами массовой информации;
• определение жанровых особенностей журналистской и издательской деятельности в сетях;
• взаимодействие интерактивных (сетевых) и традиционных способов подачи информации;
• учет социально-психологических особенностей восприятия сетевой информации;
• разработка принципов менеджмента и маркетинга сетевых изданий.
⇐Информационная инфраструктура | Информационные технологии в журналистике | Рынок информационных технологий, средств связи, информационных продуктов и услуг⇒