Необходимость осуществления широкой междисциплинарной исследовательской программы СМК в России продиктована следующими обстоятельствами.
1. Поиск форм управления стихийным по своей сущности процессом формирования системы массовых коммуникаций России.
2. Поиск новых жанровых форм творческой активности журналистов, работающих в СМК.
3. Определение профессионально значимых качеств и модели специалиста по массовым коммуникациям.
Решение данных задач, очевидно, необходимо как для повышения эффективности работы в СМК, так и для того, чтобы успеть подготовить необходимых для этого специалистов.
Соответствующая исследовательская программа в общих чертах должна иметь следующие направления:
1. Философские и теоретико-методологические аспекты
СМК, рассматриваемого здесь в качестве философской проблемы и новой реальности.
2.Иследование социокультурных и психологических аспектов виртуальной реальности.
3. Исследования форм взаимопроникновения различных функциональных элементов системы СМК (ТУ+Интернет, Газета + ТУ и т.д.)
4. Исследование жанровых особенностей новой журналистики.
5.Исследование технологий масс-коммуникаций и прогноз их дальнейшего развития.
6. Мониторинг структурных изменений СМК.
7. Исследование воздействия СМК на обыденную жизнь.
На сегодняшний день нет, пожалуй, другой области исследований, сравнимой с ней по динамике становления и развития.
Очевидная актуализация исследовательского интереса специалистов самых разных дисциплинарных принадлежностей к данной проблематике обусловлена, как представляется, двумя рядами факторов. Первые связаны со спецификой самого объекта исследования, вторые - с характеристиками той макрокультурной ситуации, в которой эти исследования разворачиваются.
Первая группа факторов может быть раскрыта через:
1)саму динамику развития новых информационных технологий;
2) «многомерность» виртуальной реальности с точки зрения заложенных в ней функциональных возможностей - для многих профессионалов она выступает как новое средство (массовой информации, обучения, экономической и политической власти и пр.).
Вторая группа факторов задается «созвучностью» самой феноменологии виртуальной реальности тому канону человека и мира, который утверждается эпохой постмодерна.
В результате стремительного развития Интернета журналистика в последние годы приобрела ярко выраженные новые черты. Почти к двум тысячам ежедневных газет и журналов, представленных сегодня во Всемирной паутине, присоединяются и аудиовизуальные СМИ (телевидение, радио и т.д.). В Интернете встречаются и взаимодействуют различные «журналистские культуры», определяющиеся разными техническими способами передачи и оформления информации.
Таким образом, правомерно утверждение, что к интернет-журналистике относятся те, кто по основной профессии занимается распространением информации, мнений и суждений через СМИ посредством информационных технологий.
⇐Некоторые психологические особенности общения посредством интернета | Информационные технологии в журналистике | Заклюение⇒