Использование новых технологий в работе журналиста является сегодня одной из актуальнейших проблем. Однако в теоретическом плане это, пожалуй, самая неразработанная тема. Сегодня в нашей стране нет литературы, рассказывающей о специфике работы журналиста в Интернете и с Интернетом. Имеется несколько западных работ, которые стали достоянием российских журналистов лишь благодаря московскому Национальному институту прессы.
Из них стало известно имя Майера, которого называют основоположником применения информационных компьютерных методов в журналистике. Книга Майера «Новая аналитическая журналистика» - это классический текст и полезное пособие для журналистов, работающих со статистической информацией. Однако уникальный опыт Майера не был своевременно подхвачен другими журналистами. Лишь немногие из них располагали временем, оборудованием или необходимой квалификацией, чтобы развивать этот новаторский метод дальше. И так же, как рок-н-ролл не собирал толпы поклонников до появления на сцене короля этого жанра Элвиса Пресли, подготовка журналистских материалов с помощью компьютера ждала своего часа и появления другой фигуры.
Судя по всему, этой фигурой стал Эндрю Скотт. Во всяком случае, его книга «Компьютерные технологии в журналистике» нашла своего читателя в России [13].
Правда, не многие отнеслись к ней с пониманием. И не потому, что российские журналисты такие «не продвинутые» и не знают, что такое компьютерные технологии. В этой книге много нужной и полезной информации. Но мы ничего не можем поделать с тем, что американский журналист воспринимает Россию как страну, в которой медведи ходят по городу, а каждый русский - мафиози.
Вот пример, которым он начинает книгу. Приведу его полностью: «Девушка - репортер местной газеты прибыла на пожар. Перед ее глазами предстала страшная картина: из окон валят клубы дыма, пожарники пытаются управиться с шлангами, направляя струю в огонь. В толпе плачут люди, перед глазами которых огонь поглощает их жилища со всем добром. Операторы телевидения снуют со своими камерами. Полиция пытается навести порядок. Журналистка быстро делает заметки, пытается задавать вопросы полиции, пожарникам, погорельцам. Она знает, что для того, чтобы полностью осветить события, ей еще многое надо выяснить. Когда и где случилось возгорание? Каким образом? Сколько жильцов пострадало? Есть ли жертвы? А уже шесть часов вечера, до сдачи материала осталось два часа.
На некоторые вопросы она получила ответы на месте. Но остались вопросы без ответа. Какова стоимость горящего здания? Что представляет ресторанчик «Бистро у Джо» на первом этаже? Кто этот Джо и как с ним связаться?
Журналистка возвращается в машину, подключает портативный компьютер к сотовому телефону и соединяется с провайдером сети Интернет. Затем она выходит на начальную страницу ^'еЬ-узла городского управления и выбирает базу данных, содержащую документы о налогах на недвижимость. Здание принадлежит бизнесмену Игорю Мафин-скому. Оно оценивается в миллион долларов. Затем на том же сервере она переходит в базу данных о выданных лицензиях. Здесь она быстро обнаруживает, что лицензия на открытие ресторана «Бистро у Джо» выдана три месяца на зад, а фамилия владельца Иванович. Дальнейшая проверка показывает, что Иванович содержал ранее еще три ресторана под разными названиями.
Затем она переходит на ^'еЪ-сайт газеты и, введя свой пароль, выходит на базу данных водительских прав, которую газета получила от автоинспекции. В режиме поиска, введя фамилию владельца ресторана, через секунду она уже знает его возраст, адрес и номер телефона. Из той же базы данных она узнает, что дела у Ивановича идут неплохо. Два года назад он пересел с «Жигулей» на «Тойоту», а сейчас ездит на «Мерседесе». Для владельца бистро это крутовато. Переключившись на электронный архив газеты, она выводит на экран адреса домов, где Иванович арендовал площадь для своих ресторанов, и обнаруживает, что в каждом из них возникали серьезные пожары, которые всегда начинались с первого этажа, где был ресторан, и распространялись на все здание. Вернувшись в базу данных, содержащую информацию о недвижимости, она выясняет, что все три сгоревших дома принадлежали г-ну Мафинскому.
Отключив компьютер, журналистка набирает номер Джо.
«Г-н Иванович, у вас опять пожар случился. Так какую же машину купит вам теперь Мафинский, получив страховку? «Ламбордини»?» Автор книги признается, что эта история придумана, чтобы российские журналисты лучше увидели возможности Интернета при сборе информации и подготовке текста в печать. И она, действительно, не фантастична.
Вполне логично согласиться с Э. Скоттом, что «это метод журналистской работы, которым могут пользоваться - и фактически пользуются - тысячи журналистов во всем мире».
В Интернете исчезают всякие временные барьеры. Нередко электронную версию печатного издания можно прочитать гораздо раньше, чем оно увидит свет. На периферии, где к времени, потраченному на полиграфическое про изводство, прибавляется время на доставку и хранение (плюс расхлябанность и безалаберность на каждом узле передачи), об оперативности приходится забыть. Во всяком случае сегодня последний номер «Нового мира» можно прочесть в Интернете на два месяца (!) раньше, чем в библиотеке Ростовского университета.
Как видим, без какой либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Это как если бы в досетевую эпоху вдруг оказалось возможным выписать домой все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио. Возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор - это уже чудо! Стоит войти в приличную информационно-поисковую систему - и вы получите доступ к любой области знания.
Для поиска нужной информации в Интернете очень удобны каталоги с крупным делением на большие области знания и последующим поэтапным углублением в более частные разделы, подразделы и т.п. Классификация информации в них строится по принципу, заложенному в основу Универсальной десятичной классификации. В этой системе (как внутри нее, так и на различных серверах и сайтах) функционируют десятки информационных агентств, электронных версий печатных изданий и собственно электронные (сетевые) газеты и журналы.
Традиционные информационные агентства, например ИТАР-ТАСС, Интерфакс, «РИА Новости» и др., имеют в Интернете свои серверы. Но есть и чисто сетевые агентства. Одно из крупнейших - НСН (Национальная служба новостей, или NNS - Nasional news service) существует с 1994 года и имеет развитую собственную корреспондентскую сеть. Агентство регулярно выпускает аналитические сборники статей (www.nns.ru/analit), написанных на высоком теоретическом и публицистическом уровне.
В крупнейших информационно-поисковых системах России - Rambler, Russia on the Net, Press Net, Jeo communication - размещены электронные версии сотен отечественных газет, журналов, периодических сборников, а также издания других стран Содружества, преимущественно Украины и Беларуси.
Из оригинальных сетевых изданий выделяются «Русский журнал», Zhurnal.RU. Н.Ж.М.Д. (Название Желающие Могут Додумать), петербургский DuxNet. Все они созданы приблизительно в одно время, в 1996-1997 годах.
И нельзя не отметить представителя нового вида сетевых СМИ - Gazeta.RU, отвечающего всем профессиональным требованиям.
Значение Интернета для журналиста трудно переоценить.
• Во-первых, это источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов и проведения журналистских расследований.
• Во-вторых, Интернет позволяет легко осуществлять поиск необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевозможным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и проч.). Интернет, таким образом, - это одновременно и океан информации, и Сеть, чтобы вылавливать из этого океана нужное.
• В-третьих, Интернет - это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон, факс и другие привычные способы связи.
•В-четвертых, Интернет во многих своих проявлениях сам по себе является громадным медийным простран ством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа. Гипертекстовые и мультимедийные возможности электронных СМИ привлекают к ним как читателей, число которых стремительно растет, так и рекламодателей. В Сети формируется новый класс журналистов; развивается сетевая (онлайновая) журналистика со своими особыми приемами и методами; возникают свои профсоюзы и «звезды»; репортеры и обозреватели из традиционных СМИ постепенно перетекают в онлайн.
Очевидно, что независимо от конкретной медийной сферы, в которой работает журналист (пресса, радио, телевидение и т.п.), Интернет является для него (или, по крайней мере, должен являться) важнейшим орудием труда. Как, впрочем, и для всякого человека, профессионально работающего с информацией.
По некоторым прогнозам, в ближайшее время все журналисты будут делиться на три категории:
•на тех, кто вообще не работает в Интернете;
• на пассивных пользователей, рассматривающих Интернет только как «входной канал», как источник информации, которую они дальше обрабатывают в рамках традиционных печатных, теле- и радиотехнологий;
•на web-журналистов, использующих Интернет как «выходной канал», распространяя свой информационный продукт во Всемирной сети.
Интернет-журналистика имеет свои особенности. Прежде всего это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать онлайн-сочинение большее, чем 8-10 тыс. знаков. Особенно на повременном dial-up соединении. Кроме этого, желательно, чтобы материал был разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками и использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки), которые «оживляют» текст и могут усилить наиболее значимые моменты. Следует помнить, что вы пишете не текст, а гипертекст. Важно научиться использовать ссылки на источники или дополнительную информацию без надоедливых «это вы увидите здесь».
В России следует учитывать, что публика, читающая сетевые издания, хотя и представляет собой срез всего общества, но, все-таки, в большей степени, чем в технически развитых странах, отличается от среднего читателя «бумажных» средств массовой информации или типичного телезрителя. Как правило, это более образованная и состоятельная аудитория. «Лучше» такая публика или «хуже» - это решать тому или иному изданию. Но не учитывать этого фактора нельзя. По крайней мере, пока подключенный к Всемирной сети компьютер не станет привычным в каждом российском доме.
Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, т. е. возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов или гостевой книги, которыми оснащены многие виртуальные издания. При достижении взаимопонимания с редакцией, через «обратную связь» интересная статья может стать началом цикла или даже постоянной рубрики.
Причинами, из-за которых нам приходится вновь и вновь возвращаться к вопросу о выборе вида деятельности и, возможно, остановиться на web-журналистике, являются следующие стимулы:
• Повышение жизненного уровня - освоение новой, относительно высокооплачиваемой и востребованной специальности.
• Любознательность и любопытство - одна из наиболее необъяснимых черт человеческой сущности.
• Общение - дополнительный стимул и способ установления дружеских и товарищеских связей.
•Возможность самовыражения- наиболее серьезная причина для творчества вообще и журналистики в частности.
Какой выбрать жанр для блестящего начала - посоветовать нельзя. Единственный совет - не переоцените своих возможностей. То, что вы хорошо пишите, надо еще доказать. Поэтому начинать все-таки предпочтительнее с хорошо знакомых тем. Начните с содержания - форма отыщется.
⇐То ожидает телевидение? | Информационные технологии в журналистике | Новость или репортаж⇒