Как ни странно, но радио в Интернете несет ту же функцию, что и в офф-лайне: и здесь радио является фоновым средством массовой информации. Слушать свою любимую радиостанцию либо вещание другой страны, скорее всего, станет человек, который ищет в Интернете какую-либо информацию, пишет письма, разговаривает со своими знако мыми. Но и здесь он уже не обойдется маленьким транзисторным приемником - ему требуется компьютер.
Радиостанции стремятся в глобальную Сеть, и не только потому, что это дань моде. Вещание через Интернет стирает границы: вести передачу можно из Риги, а слушатели будут находиться в США, Великобритании или в любой другой стране. Здесь приобретают особое значение серьезные правовые и законодательные аспекты, потому что законодательные базы разных стран отличаются - то, что не разрешается радиостанции на одной территории, может быть разрешено радиостанции, находящейся в другом месте.
Вот что по этому поводу думают российские радиожурналисты. На вопросы анкеты отвечает Игорь Черский, специальный корреспондент и одновременно шеф-редактор Интернет-отдела радиостанции «Серебряный Дождь». Приведем ее достаточно полно, так как она отражает все проблемы радио по исследуемой теме. Автор считает, что «сеть Интернет оказала и продолжает оказывать огромное влияние на работу радиостанции».
Далее он утверждает: « Одним из главных преимуществ сети Интернет является возможность круглосуточного контакта с радиослушателями, получения самой разной информации от них (письма, заявки, музыкальные и другие звуковые файлы, графические изображения и т.д.) и, конечно, возможность предоставления визуальной и другой информации слушателям.
В настоящее время существует официальный сайт радиостанции в Интернете (http://www.silver.ru). При помощи сайта слушатель может узнать историю станции, ознакомиться с прайс-листами на рекламу, посмотреть сетку программ, фотографии и даже небольшой фильм, не говоря уже о том, что при помощи сети Интернет человек в любой точке земного шара имеет возможность слушать «Серебряный Дождь» в режиме реального времени.
Сегодня существует также возможность отправки писем и музыкальных заявок как в отдельные программы, так и непосредственно ди-джеям и ведущим спецпрограмм. В частности, на сайте существует КПЗ - Коллекция Прикольных Заявок, в которую попадают избранные шедевры.
Большой популярностью пользуется интерактивный хит-парад, с помощью которого слушатели прямо в сети Интернет имеют возможность проголосовать за любые песни и исполнителей.
Материалы сети Интернет широко используются Службой информации, существуют партнерские соглашения с различными информационными сайтами, которые присылают нам самые свежие новости и пресс-релизы» [11].
Как видим, выход в Интернет - это прежде всего возможность познакомить молодую аудиторию с местным радиовещанием. К тому же опыт некоторых радиостанций показывает, что как только радиостанция выходит в Интернет, происходит резкое омоложение состава ее слушателей.
Преимущества Интернета для радиостанций заключены еще и в том, что:
•во-первых, Интернет делает возможным проникать туда, куда радиосигнал не доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого, что она экономически не оправдана;
•во-вторых, Интернет позволяет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность общаться и обсуждать музыкальные и околомузыкаль-ные темы;
•в-третьих, любая радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем информации, и Интернет позволяет эту информацию делать, с одной стороны, более визуальной, с другой - более доступной.
Интернет можно рассматривать как средство для про-моушна (раскрутки) радиостанции и как новое средство массовой информации и коммуникации. Как средство глобальной коммуникации Интернет выглядит заманчиво. Но в силу разных технических особенностей в Интернете в развивающихся странах нельзя наладить качественный уровень вещания. Поэтому Интернет представляется пока довольно перспективным путем развития промоушна радиостанции, так как по Интернету люди общаются друг с другом и устанавливают деловые связи. Поэтому, многие радиостанции просто выкладывают в Интернете свои визитные карточки.
К тому же если человек находится в зоне приема и у него есть возможность слушать радио с помощью приемника, то, вероятно, он будет слушать радио обычным способом. Качество звука, вне всякого сомнения, на приемнике лучше, чем на лучшем сайте, хотя, конечно, развитие технологий не стоит на месте. Кроме того, в нашей стране компьютеры есть пока еще у немногих. Поэтому сегодня Интернет как средство вещания для нашей страны не подходит, хотя рекламный рынок Интернета безграничен.
Иное дело - страны Запада. В 1998 году, по данным компании Forrester Research, расходы на Интернет-рекламу в США составили $1,3 млрд, в то время как во всей остальной части Интернета - $200 миллионов. В последнем релизе компании прогнозируется, что в 2003 году расходы на онлайновую рекламу в мире составят $15 млрд. Причем, по оценкам Forrester, доля неамериканского рынка Интернет-рекламы достигнет 30 % от мирового. При этом, по прогнозам, на долю США будет приходиться $10,5 млрд, доля Европы составит $2,8 млрд, а Страны Азии израсходуют на сетевую рекламу $1,25 млрд. А это означает, что любые сетевые средства информации будут иметь средства на развитие.
Что ожидает радио? Не «съест» ли его Интернет, превратив в некую новую структуру, новое СМИ? Ведь уже сейчас все уважающие себя радиостанции открыли свои странички в Глобальной компьютерной сети Интернет, публикуя там лучшие передачи, а то и вещая в «реальном времени». Если же настроиться на программу RealAudio, то можно увидеть меню из разных стран мира, где насчитывается примерно 5 тыс. радиостанций с программами передач и ведущими, которые вещают в Интернете.
Если истина в том, что через некоторое время не будет других средств вещания, кроме Интернета, то, очевидно, что тот, кто вовремя не обзаведется собственным сайтом, попросту прекратит существование. Конкуренция сохранится, но тот, кто просто перенесет в Интернет свой аудиоформат, проиграет. Только если радиостанции, вещающие через компьютерную сеть, сделают интересным наполнение своей странички (красочное оформление, фотографии популярных ведущих, разные конкурсы, лотереи, подробное расписание программ и прочая эксклюзивная информация), то вполне возможно, что такую станцию часть аудитории будет слушать исключительно через Интернет.
Следовательно, в профессии радиожурналиста наметились определенные корректировки. Умение работать в Интернете и с Интернетом для них становится не средством выживанием, а перспективой развития той станции, на которой он работает и с которой планирует в дальнейшем связать свою судьбу.
⇐Тенденции развития журналистских специализаций | Информационные технологии в журналистике | Телевидение и интернет⇒