С развитием информационных технологий появляются новые возможности создания личных и коллективных виртуальных сред. Отдельный человек или целый коллектив формируют свою страницу, которая представляет его или их мировому сообществу. Затем создатели этого «окна в мир» начинают его совершенствовать. В результате меняется не только виртуальное отображение каждого из них, но и сами его создатели. Развитие коллективного веб-сайта приводит к тому, что между людьми возникают новые горизонтальные информационные связи. Причем достигается это уже в рамках одного или нескольких проектов, которые представлены в Сети и доступны для анализа большому числу пользователей.
Сегодня уже совершенно очевидно, что к традиционным журналистским специальностям, таким как газетная, радио- и тележурналистика, прибавилась еще одна: онлайн-журналистика, т. е. журналистика в Интернете. Среди ее отличительных особенностей - оперативность, постоянный живой контакт с читателями, возможность непосредственного диалога с ними в режиме реального времени и, конечно же, тот факт, что результаты всегда налицо: высокие рейтинги посещаемости Интернет-сайтов - самый точный барометр настроений веб-аудитории.
Сегодня к двум тысячам ежедневных газет и журналов, представленных во Всемирной паутине, присоединились и аудиовизуальные СМИ (телевидение, радио и т.д.). Интернет можно по праву назвать «пятой властью» - он проникает практически во все сферы человеческой деятельности.
Под журналистикой сегодня - в самом широком смысле этого слова - понимают весь спектр деятельности газет и журналов. Этот термин берет начало от французского слова «журнал», которое, став модным еще в XVII веке, вытеснило великолепное немецкое слово «Та§2ЙЬисЬ>, а в XVIII веке стало общепринятым названием этого печатного вида СМИ. К началу XIX столетия оно перешло от журна ла к газете. Немецкое значение понятия «журналистика» первоначально определяло сбор всех привязанных к конкретному дню актуальных новостей, их тщательную обработку и публичное распространение через газету. Исполнителей этой работы стали называть «журналистами». Сейчас в Германии их называют «редакторами», а ранее называли уже забытым словом «Zeitungsschreiber» (газетописцы или газетчики). Ныне журналистика, первоначально обозначавшая исключительно профессиональную писательскую деятельность в прессе, охватывает и аналогичную работу на радио и телевидении.
Важная особенность Интернета состоит в отсутствии необходимости принадлежать к определенным редакциям, не существует и определяемый правилами путь информации к потребителю, тогда как при общении с ежедневной печатной газетой читатель знает точно, где он найдет ту или иную статью.
Весьма отдаленно можно было бы определить «Интер:нет-журналистику» как представление в онлайн-ресурсе информации любого содержания. Тогда под это понятие естественно подпали бы и электронная версия каталога «Otto», и информация, размещенная на персональных страничках. А потому определение Интернет-журналистики, которое можно было бы корректно использовать в дальнейшем, должно основываться на редакционных действиях журналиста: сборе, сортировке и подготовке информации. Заметим, что и в традиционной журналистике не существует однозначного определения - кто является журналистом, а кто нет. Основываясь на определении, утвержденном Немецким союзом журналистов (DJV) - «журналист - это тот, кто по своей основной профессии занят распространением информации, мнений и суждений посредством СМИ», - позволим себе выработать рабочее определение этого понятия и в рамках данной работы: к Интернет-журналистике относятся те, кто по основной профессии зани мается распространением информации, мнений и суждений через СМИ в Интернете.
Функции «технических» средств массовой информации - Интернета, телевидения, радио - обеспечиваются:
- производством сигнала (конструкцией сигнала),
-коммутацией (временным хранением данных),
- приемом сигнала (обратным форматированием).
Развитие онлайн-журналистики в России сдерживается объективными социально-экономическими причинами. Расходы на приобретение компьютера, текущие издержки и определенная необходимая для обслуживания ПК компетенция уже изначально являются препятствием к широкому пользованию онлайн-изданиями. Да и работа в Интернете частично связано с серьезным психологическим напряжением, так как пользователи постоянно думают о телефонных счетах.
Онлайн-газета зависима также от времени ожидания в процессе так называемой передачи данных. Монитор компьютера обеспечивает обзор лишь ограниченного пространства, вследствие чего зачастую возникает проблема «информационной миопии» [5]. То есть он отнюдь не является идеальным посредником в получении информации: чтение текстов с монитора утомительно, а ее скорость приблизительно на 25 % ниже, чем при чтении печатных текстов.
Монитор существенно ограничивает воспринимаемый обзор площади, на которой расположена информация, и имеет меньше возможностей для размещения линейной или плоскостной текстовой информации. Но одновременно он допускает более широкую смесь мультимедиа, включая аудио и видео-элементы.
Так называемую «дружественность интерфейса» при разработке веб-страниц можно повысить следующими мерами:
- законченностью и гармоничностью макета сайта,
- завершенным дизайном веб-страницы,
- ограниченным количеством применяемых цветов,
- использованием черного шрифта на белом фоне (он лучше всего читается),
- применением иных цветов только в графических объектах (иконки, логотипы и т.д.),
-четкой «иерархией» структуры страниц (например, заголовок - изображение - текст),
- небольшой плотностью текста.
При этом ширина столбца должна быть не более 12 см.
⇐Система информационного законодательства | Информационные технологии в журналистике | Свойства онлайн-журналистики⇒