Организационно-экономическая сущность задачи:
• наименование задачи, место ее решения;
• цель решения;
• назначение (для каких объектов подразделений и пользователей предназначена);
• периодичность решения и требования к срокам решения;
• источники и способы поступления данных;
• потребители результатной информации и способы ее отправки;
• информационная связь с другими задачами.
Описание исходной (входной) информации:
• перечень исходной информации;
• формы представления (документ) по каждой позиции перечня; примеры заполнения документов;
• количество документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
• описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);
• точное и полное наименование, идентификатор, максимальная разрядность в знаках;
• способы контроля исходных данных:
• контроль разрядности реквизита;
• контроль интервала значений реквизита;
• контроль соответствия списку значений;
• балансовый или расчетный метод контроля количественных значений реквизитов;
• метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
Описаниерезультатной (выходной) информации:
• перечень результатной информации;
• формы представления (печатная сводка, видеограмма, машинный носитель и его макет и т.д.);
• периодичность и сроки представления;
• количество документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
• перечень пользователей результатной информацией (подразделение и персонал);
• перечень регламентной и запросной информации;
• описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;
• способы контроля результатной информации;
• контроль разрядности;
• контроль интервала значений реквизита;
• контроль соответствия списку значений;
• балансовый или расчетный метод контроля отдельных показателей;
• метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
Описание алгоритмарешения задачи (последовательности действий и логики решения задачи):
• описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;
• описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма;
• требования к порядку расположения (сортировке) ключевых (главных) признаков в выходных документах, видеограммах, например по возрастанию значений табельных номеров;
• алгоритм должен учитывать общий и все частные случаи решения задачи.
Примечание. При описании алгоритма следует использовать условные обозначения (идентификаторы) реквизитов, присвоенные при описании исходной и результатной информации; допускается текстовое описание алгоритма. Необходимо предусмотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях выполнения алгоритма. При этом указываются контрольные соотношения, которые позволяют выявить ошибки.
Описание. используемой условно-постоянной информации:
• перечень условно-постоянной информации (классификаторов, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);
• формы представления;
• описание структурных единиц информации (по аналогии с исходными записями);
• способы взаимодействия с переменной информацией.
Внедрение АИС и АИТ, как показывает опыт, ведет к качественным переменам в труде пользователей: расширяются их профессиональные знания, приобретаются навыки работы в автоматизированной информационной сфере.
Новая информационная технология может иметь ряд позитивных последствий:
► Обработка исходных данных и проведение расчетов поручается не имеющим высокой квалификации и необходимых практических навыков работникам, а высококвалифицированным специалистам отводится анализ, выбор вариантов расчетов, разработка управленческих решений.
► Работа с ПЭВМ приводит к повышению квалификации всех исполнителей и общему, довольно высокому уровню их профессиональной культуры.
► Сэкономленное в результате автоматизации обработки расчетов и оформления документов время используется на проведение расчетов в нескольких вариантах, получение альтернативных оценок ситуаций, что необходимо для анализа и принятия обоснованных решений.
Было бы неправильно предполагать, что высвобожденное время (за счет работы на компьютере) должно вести к сокращению численности экономистов, бухгалтеров и других специалистов, так как проведение расчетов является лишь частью основной задачи - принятия необходимого решения. При сокращении времени на проведение расчетов время на анализ и принятие решений увеличивается.
Таким образом, создание АИС и АИТ не столько приводит к высвобождению специалистов, сколько выдвигает к ним новые требования, т. е. позволяет качественно изменить их труд.
Наиболее важным требованием к специалистам является умение осуществить постановку задач, т.е. составить алгоритмы их решения, установить состав информационного наполнения вычислительных процедур для получения искомых результатов, сформулировать требования к методам контроля решаемых задач.
⇐Роль пользователя в создании аис и аит и постановке зада | Автоматизированные информационные технологии в экономике | Технология постановки задаи⇒