С появлением и все более активным использованием глобальной компьютерной сети интернет возникла новая среда:обитания человека - «киберпространство», е котором осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, і основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная.
Выделяются три категории пользователей интернета: сер- і феры, гедонисты и аналитики в зависимости от наличия у ь их цели как осознанного образа будущего результата.
Серферы блуждают по сети, не имея конкретно выраженных целей. Они посещают большое количество сайтов; просмотр ими страниц предполагает обширное, но неглубокое изучение. Они переходя г с сайта на сайт, пользуясь баннерами и гипер- ■ ссылками, либо верхними строчками рейтинговых каталогов, і Мотивация мыслительной деятельности слабо выражена.
Гедонисты в большинстве посещают хорошо знакомые ресурсы различною толка - новостные, информационные, раз-1влекательные - с целью получи гь удовольствие V равной сте-1 пени от процесса поиска и восприятия информации и ее содержания. Время может тратиться на углубленное изучение привлекшей внимание информации. Эта мотивация обуслов- ] лена глубинными потребностями человеческой психики и МО- ■ жет быт ь объяснена в свете этики древнегреческой философии^ в которой понятие гедонизма (от греч. йспсіопе наслажде-] ние) было положено в основу учения, признающего смыслом; жизни наслаждение (не только телесное, но и духовное).
Аналитики пользуются поисковыми системам! и интернет-" ресурсами, имея определенные четко или приблизительно сформулированные познавательные цели.
Первые две выделенные категории называют просто читате-' л ям и [12]. Процесс восприятия информации и ее отображение в коммуникативном поле потребителя-аналитика отличны ог вос-1
приятия читателя. Аналитики используют информацию интер нет-ресурсов для подкрепления имеющейся. Аналитик, отслеживая ситуацию, обладая первичной информацией о каком-либо предмете или явлении, вначале производит первичный анализ Затем, получая дополнительные сведения, синтезирует, определенным образом структурирует полученную информацию, трансформирует в своем сознании и воспроизводи! в своем коммуникативном пространстве Аналитики относятся критично к получаемой информации^ т.е. воспринимая альтернативную позицию с точки зрения «принятия к сведению», используют ее в своих целях. Таким образом, аналитики пользуются интернет-ресурсами для получения фактов с целью их дальнейшего ис пользования и интерпретации. К примеру, у журналиста есть отправная точка работы с поступающей информацией, вокруг которой синтезируется его отношение. Руководитель пользуется фактами, а не комментариями в силу необходимость принимать оперативные решения. Журналист получает подтверждение своего мнения, политик - шаблон для действия. Современные издания для профессионалов, учитывая этот феномен, разрабатывают систему акцентирования внимания на главном, структурирования информации и облегчения способоь ее подачи в целях улучшения восприятия.
Читателю недостаточно «голого» факта, так как у него нет отправной информационной точки, ему нужен комментарий, авторское отношение. Этим объясняется высокая популярное! ь авторских аналитических колонок-эссе на новостных ресурсах.
Главная проблема современности, по мнению специалис-тов-психологов, заключается в растущей зависимости человечества от компьютерной сети. Феномен «зависимости от интернета», или «инт ернет-аддикции», интенсивно обсуждается в настоящее время Он часто именуется заболевав ием или синдромом. Считается. что е1 о характеризуют следующие поведенческие характеристики:
• активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в интернете;
• досада н раздражение при вынужденных отвлечениях:
• неспособность спланировать время окончания сеанса работы в интернете;
• расходование все больших сумм денег для обеспечения работы в интернете, в том числе влезание б долги;
• готовность лгать, преуменьшая длительность н частот у работы в сети;
• забывание в ходе работы в интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах;
• нежелан ие принимать критику подобного образа жизни;
• готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности интернетом;
• пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна из-за работы в интернете ь ночное время;
• избегание физической активности - якобы из-за срочной работы, связанной с интернетом;
• пренебрежение гигиеной, ибо все «личное*; время занимает работа в интернете;
• готовность удовле гворят ься случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;
• злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами ;
• освобождение от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояния тревоги, ощущение эмоционального подъема во время работы в интернете;
• подбор, просматривание и изучение литературы о новинках интернета, обсуждение их с окружа ющими, Если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для интернет-зависимости этот срок резко сокращается: 25 % опрошенных дддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работ ы в интернете, 58 % - в течение второго полугодия, а 17 % - вскоре по прошествии года.
На данный момент считать зависимость от интернета заболеванием было бы преждевременным, а вот заявлять о таком феномене, вести исследования и оказывать психологическую помощь подверженным такому феномену людям - и актуа 1Ь-но, и гуманно. Описаны случаи пребывания в интернете по 18 и более часов в сутки, по 100 и более часов е неделю - впрочем, степень аддикпии определяется не количеством проведенного в интернете времени, а суммой потерь в существенных сторонах бытия. И потери эти воистину нешуточные: сообщается об убийствах, самоубийствах, смертях из-за хронического недосыпания, уходах подростков из дома, бракоразводных процессах, осуждении родителей за неадекватный уход за детьми, эмоциональных расстройствах, депрессиях и стрессах, вызванных потерей доступа к интернету или содержанием получек ных сообщений. Не следует сбрасывать со счетов и вероятность оказаться жертвой манипулятора или мошенника, поднаторевшего в престу пном применении интернета Что уж говорить о чисто организационных издержках системагическом расходе вании рабочего времени на непроизводи гелъную активность в интернете или необходимости привлекать специалистов для диагностики «избыточного применения интернета» и консультирования «групп риска».
Если среди специалистов по психическому здоровью ИДУ! споры, то юристы признали правомерность зависимости от интернета. Когда известный хакер К. Ми гник был осужден £ первый раз, зашта была построена на признании ею аддик-том и данный «диагноз» был принят и признак смягчающим обстоятельством. Также защитники британского хакера П Бед ворта сумели в 1993 г. убедить суд, что их подзащитный страдает навязчивым влечением к компьютерам и не подлежит наказанию за свои противоправные дейст вия.
Ученые-психологи также занимаются практическими исследованиями, диагност икой и терапией людей, подверженных интернет -аддикции. Уже в 1995 г. К. Яш организовала 'Цег гр онлайновой зависимости», на базе которого в I9S7 г была создана одноименная исследовательская и консультативнопсихотерапевтическая веб-служба (http://netaddiction.con:). В 1998 г. служба «виртуальной аддикции» бь:ла организована Д. Гринфилдом (http://wwwvirtua5-addiction.com). Изданы де сятки эмпирических исследований данного феномена, выпущены монографии Несколько клиник, ряд частнопрактику ющих специалистов активно зани маются терапией интернет аддикции. В WWW имеются специализированные «группы помощи» аддиктам и их семьям, организованы консультационные пункты для обращения за психотерапевтической помо щью, по адресуlistserv@netcom.comнетрудно подписаться на ньюс-группу IASG (Internet Addiction Support Group).
Феноменология зависимости от интернета v исследования вызывают интерес и в России’ данная тема неоднократно звучала в популярной прессе, была переведена статья К Янг и co
ставлены обзоры зарубежных исследований Эмпирическая работа ведется психотерапевтами В. Буровой и Я Филатовым.
Для К. Янг или Д. Гринфилда зависимость от интернета - явление многомерное, включаюшее проявления эскейпизмг (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся сьоей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим - поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принят ым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение) упоминается и удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера для работы б интернете и WWW
Понятие «интернет-зависимост ь» объединяет следующие феномены
• зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам опосредствованной компьютером деятельности);
• информационную перегрузку, «элею ронное бродяжничество», т.е длительную (многочасовую) навигацию по WWW без конкретной цели; источником удовольствия служи г факт пребывания в сети, мультимедийные формы поощрения и стимуляции посетителей сайтов либо узнавание нового в ре зультате подобных блужданий;
• компульсивное применение интернета, т.е. патологическую привязанность к опосредствованным иг гернетом азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или электронным покупкам,
• зависимость от «киберотношений», т.е от социальных контактов: общения (в чатах, групповых играх и телеконференциях) и установления в ходе общения дружеских отношений или флирта;
• зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в интернете, от обсуждения сексуальной тематики в ча гах или специальных телеконференциях «для взрослых».
Что известно психологам о тех. koi о они признала зависимыми от интернета? Вот выборочные характеристики из трудоь
Дж Гринфилда, М Гриффи гса, Дж. Сулера, К Янг и др. Некоторые аддикты, как считается, обладают высоким уровнем абстрактного мышления, они индивидуалисты, готовы довольствоваться опосредствованными контактами с другими, не склонны кконформному поведению, ощущают себя «пионерами» на «неизведанной территории».
Способноегь постоянно пополнять знания и осваивать новые виды деятельности - источник их самоуважения. Нередко они обнаруживают в себе неизвестный им ранее интеллектуальный потенциал, дремлющие способности и новые интересы.
В ходе работы с интернетом некоторые пользователи отме -чают во шикновение чувства приближения к своей ист инной сущности, заявляют о неожиданных для самих себя направле ниях личност ного роста и о том, что интернет способствует самоактуализации. Говорить о степени обоснованное! и таких заявлений затруднительно.
Иной раз аддикты склонны к гипертрофированно эмоцис -нал£ным реакциям на слова других людей - подобный накал эмоций не поощряется в более традиционных формах общения. Новыми социальными связями они крайне дорожат и поддерживают их путем систематического и продолжительногс участия з групповы t видах активност и Частая и дли гельная работа в инторнете - один из наиболее бросающихся в глаза признаков, по которому неспециалисты чаще всего судят о возникновении зависимости от интернета.
Некоторые психологи утверждают, ч го пристрастие к эротической информации в интернете не свидетельствует о склонности к развратному повелению в реальной жизни и не дает оснований для предсказания психосексуальных отклонении Другие специалисты, правда, предпочитают оставить этот во прос открытым, полагая, что эмпирических фактов пока недостаточно.
Пожалуй, наибольшее беспокойство вызывают «азартные» применения интернета - с целью участия в аукционах, выло/ -нения биржевых операций, игры в виртуальных кезино. Тем не менее глубокие психологические исследования пс этой теме пока не проведены
Качественный анализ показа i, что главенствующим фактором, благодаря котором)' все эти явления получили широкое распространение, выступает анонимность личности ь сети. Особенно анонимность увя шна с четырьмя главными расстрой-ст вами.
1. Усиление различных отклонений от нормы, ложь и лаже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных или же вовсе запрещенных картинок (детская порнография), которые широко распространены на многих сайтах.
Важно чтобы люди, которые развлекаются просмотров подобных изображений, тем самым удовлетворяя свои сексуальные фантазии, не пы гались контактировать с детьми в реальной жизни. Такое поведение очень часто начинается, как любопытство и заканчивается как влечение В этих случаях показана психотерапия, направленная на нормализинию сексуальных влечений с целою уменьшения потенциального риска.
2. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности реальной жизни. В подобных случаях используется персональная психотерапия, целью которой является подавление желания сбежать из реального мира.
3. Ин теракт ивные компоненты сети облегчают создание киберзависимости, которая негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой, ч го в первую очередь ведет к отдалению людей в реальной жизни и к разводу. В этом случае применяется индивидуальная и семейная терапия, в процессе которой супруги работают вместе над примирением и воссозданием семьи после измег в сети.
4. Возможность создания альтернативных онлайновых персонажей в зависимости от настроения и желания самого пользователя, что создает возможность уйти от реально» о мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, внезапная безработица, расстройства в семье).
Мгновенное бегство в фантастический мир интернета служит поддержкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения и психологические ра шсгласия, которые лечатся психотерапией и, в случае необходимости, фармакологическим вмешательством.
Вопросы и задания для повторения 1. Назовите категории пользователей интернета.
2. Чем характеризуется ингернет-зависимость?
3. Назовите феномены, которые объединяет понятие «интерне- зависимость».
4. С какими расстройствами связана анонимность личности в сети?
5. Пройдите онлайновый тест на интернет-зависимость по адресу:http://www.psylielp.ru/texts/iadtest.htm.
⇐Вопросы и задания для повторения | Современные интернет-технологии в коммерческой деятельности | Заклюение⇒