Возможно выделить два подхода к использованию ПО: адаптация и разработка. Адаптацией можно считать привлечение сторонних программных продуктов -специализированных или ориентированных на широкий профиль применения с частичным использованием их некоторого функционала. Под разработкой здесь понимается самостоятельное создание в рамках кафедры предметно-ориентированных программных продуктов, изначально предназначенных для использования в конкретном учебном процессе.
Примером первого подхода может служить использование распространенных математических пакетов при выполнении лабораторных работ и расчетно-графических заданий по дисциплине «Теория вероятности и математическая статистика»: среда Excel из пакета MSOffice, ее аналог Calc из пакета OpenOffice или специализированная среда Statistica. Использование пакетов символьной математики (Mathematica, Mapple или MathCad) могло бы быть полезным для студентов старших курсов, однако вопрос о введении этих пакетов в преподавание часто остается открытым.
Внедрение в учебный процесс на младших курсах собственных программных разработок по темам, разделам и дисциплинам способствует решению учебно-методических проблем и дает возможность компенсации недостаточных знаний студентов по ранее изученным темам.
В качестве примеров собственных разработок можно привести следующие основные типы программных продуктов.
«Пакет программ поддержки учебного процесса по дисциплине» - содержит несколько модулей, предназначенных для решения часто встречающихся задач курсов «Математический анализ» или «Высшая математика»: построение графиков функций y = f (x) и x = g (y), вычисление суммы функционального ряда, построение графиков в полярных координатах, графики функций двух переменных в системах декартовых, сферических и цилиндрических координат, построение двумерных областей, заданных неравенствами, вычисление и геометрическая трактовка значения определенного интеграла и других задач.
«Обучающая программа по теме» - включает в себя полное учебно-методическое обеспечение: конспект лекций, практикум, контрольные вопросы и задания, предоставляет студенту возможность изучить тему без участия преподавателя. Например, обучающая программа по теме «Исследование функции» содержит электронный конспект лекций с анимированными иллюстрациями и интерактивный практикум с разбором задач; обучающая программа по теме «Дифференциальные уравнения» содержит теоретический материал по теме, практикум с функцией автоматического построения решения дифференциального уравнения и модуль генерации и проверки тестов на определение типа дифференциального уравнения.
«Экспериментальные программные модули по темам» - содержит ряд модулей, позволяющих изучать материал или решать задачи с элементами исследования. Например, модуль решения и исследования уравнений математической физики методом Фурье и методом конечных разностей; модуль визуализации определения и различных трактовок, а также вычисления значений определенного, двойного или тройного интеграла; модуль автоматического распознавания типа обыкновенного дифференциального уравнения.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.87 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.89⇒