Анализ когнитивных стратегий показывает источники затруднений обучающихся в той либо иной деятельности и конкретные способы повышения эффективности ее выполнения.
Системное лидерство педагога в процессе обучения. Стили лидерства в образовании выделяются в зависимости от фокуса внимания педагога в реализации учебного процесса -обеспечение необходимых условий, поведенческая компетентность (навыки), развитие способностей (учебных и в широком спектре), развитие личности и т.д. По выделенному признаку можно говорить о следующих типах лидерства в контексте образования: опека, тренерство, обучение, менторство, спонсорство, пробуждение. Лидерство на высоких логических уровнях особенно важно для эффективности обучения взрослых.
Литература 1. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию, М., 2005.
2. Драйден Г. Революция в обучении, М., 2003.
3. Змеев С.И. Основы андрагогики, М., 1999.
ДОМИНАНТА ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ Г. ТРОИЦКА - ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИЕ ШКОЛЫ РОССИИ-2006» Балденков Г.Н., Кучер Н.П. (lyceum@ttk.ru)
Лицей г. Троицк, Московская область
Аннотация Употребление понятия «инновации» сейчас можно встретить в любой области жизни. Это своего рода этикетка качества, которую зачастую неуместно связывают с любыми объектами и понятиями. Возникла даже наука «инноватика», появилась экспертиза на инновационность продукта интеллектуальной или иной деятельности. Понимание смысла термина стало убиквитарным, и поэтому неопределенным. Педагогика и образование без инноваций стали практически невозможными. Если нет инноваций, то это стагнация и дегенерация. Конечно, это не совсем так. Инновации были и раньше, однако понятие «инновация», означающее «нововведение», трактуется не вполне адекватно, отсюда и возникает некорректное употребление данного термина. Нам, как школе победителю конкурса «Лучшие школы России-2006», «Лучшие школы Подмосковья-2006» и конкурсного отбора 2006 года Приоритетного национального проекта «Образование, пришлось выдержать многочисленные экспертизы и прокрустовы сравнения на инновационность. Наш опыт позволил сформулировать собственные представления об инновациях в образовании. Следует напомнить, что современное понятие инновации пришло из науки, и мы будем придерживаться научной методологии.
Главный тезис. Смена педагогической парадигмы это отражение смены научной и социальной парадигмы. Смена образовательной парадигмы «знаний-умений-навыков» на парадигму «совокупности компетенций» есть следствие перехода от парадигмы индустриального общества к современной парадигме постиндустриального информационно общества. По сути, в новой педагогической парадигме «совокупность компетенций» отражает умение владеть и пользоваться разносторонней информацией. «Образование -процесс усвоения знаний, обучение, просвещение». Д.Н. Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка». М. Альта - Принт, 2005. Все это в той или иной степени связано с усвоением информации. Одно из наших пониманий инноваций в образовании связано с реализацией способности обработки информации. Здесь заложены два аспекта: один связан с техникой, другой с учеником и учителем. Особенностью современного этапа развития науки, экономики, политики и общества в целом является все возрастающий объем информации. Каждые 5 лет объем информации удваивается. Причем не вся информация имеет содержательное значение для образования. Первый аспект, это не только широкое внедрение компьютеров и информационных технологий в образовательный процесс, но и умение применить их в различных предметных областях и другой деятельности. Здесь имеется возможность множества технологических инноваций. Второй аспект, надо уметь перерабатывать информацию и отбирать нужное, полезное. Особенно в школьном образовании, когда уже невозможно вложить всю совокупность основных знаний в учащегося. Образовательная парадигма «знаний-умений-навыков» становится неэффективной. Определенным подходам к отбору информации, а также умении ею пользоваться учит компетентностный подход в образовании. Здесь заложены колоссальные возможности инновационной деятельности в образовании.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.461 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.463⇒