6. Взрослый обучающийся самостоятельно оценивает эффективность обучения и принимает решение о его продолжении/ углублении/ досрочном окончании.
Соответственно, иные требования предъявляются как к организационным, так и к технологическим факторам обучения, а также к личности педагога. Особенную актуальность учет данных факторов приобретает в связи с тем, что обучение взрослых относится скорее к сфере услуг, чем к образованию в традиционном понимании.
Выстроить эффективную систему обучения/ учебный курс для взрослых обучаемых помогают следующие модели, формализующие эффективное взаимодействие преподаватель
- взрослый обучающийся.
Уровневое понимание процесса обучения. Применение модели уровней обучения Г.Бэйтсона в системе с концепцией нейро-логических уровней Р.Дилтса дает возможность выстроить целостную методологию обучения, позволяя в каждом конкретном случае простроить систему форм и методов обучения, соответствующих задачам, которые решаются в ходе обучения: обучение-I представляет собой выработку некоторой стратегии (при постоянном контексте и наборе альтернатив) путем модификаций элементов поведения; обучение-II можно рассматривать как изменение стратегии, что возможно на уровне не ниже убеждений/ ценностей; об обучении-III можно говорить не ниже уровня идентичности, когда имеет место осознание системы «Я» человека, каждое из которых является системой альтернатив, между которыми возможны переходы и системные связи. В зависимости от целей обучения учебная программа/ курс должны быть построены не ниже соответствующего уровня.
Учет индивидуальной специфики когнитивного стиля обучающихся. С нашей точки зрения, наиболее «критичными» параметрами когнитивного стиля в контексте обучения являются:
1. обработки информации
a) сенсорные предпочтения (визуальная/ аудиальная/ кинестетическая ведущая система);
b) узость/ широта охвата;
c) направление логического мышления (индукция/ дедукция/ традукция).
2. Способ мотивации (достижения/ избегания).
3. Способ референции (внешняя/ внутренняя).
Приведенные выше и другие параметры когнитивного стиля человека определяют его предпочтения в работе с информацией. Важнейшая задача педагога в данном контексте -повышать собственную когнитивную гибкость (вариативность обучающего стиля) с целью создания комфортных условий учения для каждого обучающегося.
Развитие когнитивных стратегий учащихся. Под когнитивными стратегиями в самом общем смысле понимают инструменты когнитивного поведения - целенаправленные последовательности действий по обработке информации. Еще известный математик Д.Пойа утверждал, что успех в решении математических задач связан более с использованием ряда общих стратегий, чем с математическими знаниями как таковыми. Современные когнитиввисты исследуют стратегии не только на уровне последовательности этапов обработки информации, но и на уровне последовательности сенсорных систем, используемых человеком в ходе каждого этапа решения задачи. Полезной для анализа стратегии оказывается также известная поведенческая модель ТОТЕ (Миллер, Галантер, Прибрам).
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.460 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.462⇒