Для оценки правильности пути перехода на новую педагогическую парадигму выработаны международные критерии эффективности и качества общего образования. Это исследования PISA. Усвоение принципов, особенностей и решений заданий PISA являются одним из путей достижения целей новой педагогической парадигмы «совокупности компетенций». PISA - это индикатор эффективности перехода на новую педагогическую парадигму. Конечно, есть и другие индикаторы, в том числе и в России, например, олимпиады, конкурсы, ЕГЭ. К сожалению задания ЕГЭ недостаточно хорошо проработаны, но они достаточно показательны и могут служить подтверждением результатов PISA. Такое сравнение и было сделано в Лицее. Наши результаты и их понимание отражены в многочисленных публикациях и выступлениях Лицея на общероссийских и международных конференциях. Отметим только, что область исследований PISA является дополнительным и интересным источником инновационных технологий и методов, что также является предметом педагогических исследований Лицея.
Итак, в целом, инновациями в науке, обществе, экономике, образовании можно назвать то, что позволяет перейти на новую научную, социально-экономическую и педагогическую парадигму. Пути перехода, методы и новые технологии в достижении целей новой образовательной парадигмы - это и есть инновационный потенциал образования и образовательного учреждения, которое стремится к этому. При этом Лицей г. Троицка рассматривает понятие «инновации» достаточно определенно, что позволяет применять его однозначно как в контексте образования, так и для других областей деятельности. «Инновации в образовании» это не просто применение новых методов или технологий, это деятельность, направленная на обязательное получение результата с последующим анализом эффективности или перспективности. Это не простое экспериментирование, что соответствует обычной исследовательской деятельности, или как еще называют «пилотной деятельности». Можно поэкспериментировать, а конкретного практического результата может и не быть. Однако, несомненно, в основе «инновационной деятельности» лежит постоянная опытно-экспериментальная работа, но идущая с некоторым опережением социальных запросов, причем на базе преемственности, чтобы не было исторического разрыва в системе образования или структурно-уровневого разрыва между школой и вузом.
Мы с уверенностью можем заявить, что практически все экспериментальные работы, проводившиеся в Лицее за последние 5 лет, носят инновационный характер. Это значит, что все они были четко спланированы, они являются завершенными или находятся в процессе реализации, и все результаты - промежуточные или конечные - отражены в открытых публикациях или были представлены для открытого обсуждения на различных семинарах или конференциях. Все эти материалы, за исключением новейших, которые были нами подготовлены на заключительных этапах Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2006», представлены в материалах реализации Образовательной программы Лицея. Это более десятка реализованных проектов школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.462 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.464⇒