В работах О.Н. Викарчука и Т.С. Сумской, М.С. Капелевич, Н.М. Самаркиной, Т.М. Дерендяевой, В.Ф. Глушкова, И.В. Гравовой, Л.Н. Мазаевой, О.А. Осипенко, В.А. Караковского др. определены основные подходы к допрофессиональной педагогической подготовке:
1. Профориентационный подход, ориентирующий на выбор педагогической профессии.
2. Узкоспециализированный, или профессиональный, подход, ориентирующий на выбор конкретной педагогической специальности, включающий существенные элементы профессиональной подготовки.
3. Медико-социологический подход, ориентирующий на валеологическую защиту личности и подготовку ее к будущей семейной жизни.
4. Культурологический подход, ориентированный на формирование общей и педагогической культуры личности.
Педагогические кадры являются носителями идей обновления, модернизации образования, требования к их подготовке в системе непрерывного педагогического образования постоянно возрастают. Первым звеном в цепи непрерывного педагогического образования является допрофессиональная подготовка учащихся в системе «лицейский класс - педагогический институт», в рамках которой традиционно предполагается специальная организация учебно-воспитательного процесса, характеризующаяся включением в базовое содержание образования дисциплин психолого-педагогического цикла, необходимых для более эффективной профессиональной ориентации молодежи и обеспечивающих ее поступление на различные факультеты педагогических вузов. В условиях широкого внедрения в образовательное пространство школы средств ИКТ, использование которых интенсифицирует процессы изучения, исследования и выявления закономерностей основ наук в силу уникальных, с точки зрения педагогических применений, возможностей, возрастает значимость подготовки учителей в области информатики, информационных и коммуникационных технологий (Роберт И.В., Добудько Т.В., Жданов С.А., Козлов О.А., Кузнецов А.А., Смолянинова О.Г., Панюкова С.В., . и др.). Вместе с тем, анализ научных источников, учебных планов и программ подготовки в лицейских педагогических классах показывает, что научно-методическое обеспечение процесса допрофессиональной подготовки будущих педагогов в области информатики и ИКТ разработано недостаточно и не обеспечивает как организацию дифференцированного обучения будущих педагогов в соответствии с их профессиональными и личными потребностями, так и необходимый уровень их информационной компетентности.
В результате исследований, осуществляемых автором в период с 2000 по 2007 гг., разработаны структура и содержание курса «Информатика и ИКТ в педагогической деятельности» («Педагогическая информатика») для учащихся педагогического профиля (лицейских педагогических классов), обеспечивающие, с одной стороны, возможность усвоения всеми лицеистами минимального содержания образования, с другой стороны, создающее возможности для профильного изучения информатики. Также подготовлен комплекс практических, лабораторных компьютерных занятий по данному курсу, обеспечивающих информационную подготовку обучаемого через систему образовательных модулей и межпредметных связей с профильными дисциплинами.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.359 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.361⇒