C момента возрождения идеи тестирования в отечественном образовании появилось большое количество публикаций, посвященных обработке результатов тестирования, разработке, применению и сопровождению программных средств поддержки тестирования. В то же время проблеме систематизации тестовых заданий уделяется недостаточно внимания, хотя уже накоплена обширная тестовая база, что позволяет говорить о необходимости анализа и синтеза тестовых заданий в контексте систематизации основных понятий учебного курса. В связи с вышеизложенным нами разрабатывается анализатор тестовых заданий - программное средство, сочетающее в себе возможность выделения из текста ТЗ понятий и терминов (по имеющемуся словарю) и возможность добавления в словарь новых компонентов как из ТЗ, так и из других источников. Далее анализатор позволяет построить «дерево» понятий, входящих в то или иное ТЗ, с тем, чтобы уточнить (определить) корректность представления группы понятий. Здесь важно отметить, что таким образом можно проводить анализ не только отдельных ТЗ, но и их совокупностей (в перспективе - систем ТЗ) для тематического, итогового и т.д. тестирования. При этом варианты неправильных ответов в «дерево» ТЗ не включаются, но составляются с учетом (и используются для анализа) связей между понятиями разных тем и разделов курса. Нами составлен проект анализатора тестовых заданий, представленных в виде текста на естественном языке, и сделан его макет средствами C++ и Excel. Подразумевается, что при помощи таких заданий проверяются теоретические знания учащихся, близкие к знанию основных понятий учебного курса на уровне их определений и объяснений связей между понятиями. Опишем кратко логику работы такого программного средства. «Дерево», полученное в результате анализа ТЗ, сравнивается с эталоном - схемой из тезауруса. При несовпадении возможно построение нескольких «деревьев» - опытных эталонов, отражающих особенности связей между понятиями на уровне понимания разработчиков ТЗ. На текущем этапе исследования мы определяем условную трудоемкость разработки таких «деревьев» в соответствии с формально-логическими схемами тезауруса. Эта работа является продолжением идеи конструктора тестовых заданий [1, 2]. Укажем, что с точки зрения формальной логики здесь встречаются две идеи: с одной стороны, это проблема порождения (генерации) ТЗ из исходных «деревьев», с другой стороны - идея анализа ранее разработанных (готовых, имеющихся) ТЗ с целью их переработки и дальнейшей систематизации, если это возможно. И здесь следует особо отметить роль тезауруса как дидактического средства систематизации понятий учебного курса [3]. Ранее нами разработана методика анализа ТЗ при помощи сравнительных таблиц, которая легла в основу анализатора тестов как его первичный («механический») аналог [4]. Подчеркнем, что на данном этапе исследования анализатор тестов разрабатывается нами сугубо для научных целей, а не для практического применения. Мы исследуем, в том числе, и проблему визуализации результатов обучения информатике и одновременно - визуализации системы понятий информатики - на экране, в печатном виде, в виде Интернет-ресурса, чтобы обеспечить возможность и определить эффективность представления знаний учащегося, как для него самого, так и для учителя [4, 5]. Мы предполагаем, что информация о результатах тестирования представляется в виде «дерева» (или схемы) понятий так же, как и результат анализа ТЗ. Для учителя, преподавателя это послужит хорошей поддержкой, дополнительным средством, оптимизирующим как процесс оценивания знаний и умений учащихся, так и процесс анализа ТЗ.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.315 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.317⇒