Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск Аннотация В статье рассматривается место тьютора в современной системе образования, анализируются три типа тьюторской поддержки.
В настоящее время тьюторство чаще всего связывают с открытым образованием. В самом общем плане открытое образование соотносят с подготовкой человека к жизни в открытом обществе, таком, в котором каждый способен не только принимать самостоятельные решения, но, что самое главное, иметь собственное личное отношение к происходящему. Открытое образование не предполагает отказа от педагогических основ его организации - форм и видов познавательной деятельности, методов, приемов и средств обучения. При разработке открытого образования, видимо, следует говорить о новом методологическом подходе к его содержанию и организации. Изученная литература по этой проблеме, убеждает в том, что интерес к открытому образованию в настоящее время большой, однако это понятие еще только формируется. Думаем неправомерно его связывать только с дистантным образованием, или другими формами подготовки кадров на основе информационных технологий. Для такого образования самым важным является то, что обучаемый сам «образуется». Содержание учебного материала лишь помогает ему раскрыть самого себя. Образовательное пространство для такого образования задается не только каким-то конкретным образовательным учреждением, программой, сколько «осознанием разных образовательных предложений», их согласованием и соорганизацией. К таким предложениям относят: 1) образовательные программы разных учебных заведений; 2) учебные тренинги, практикумы, интенсивы для освоения знаний, умений и навыков (ЗУН);
3) различные образовательные услуги в пространстве Интернета; 4) образовательные мероприятия - конференции, проблемные семинары, форумы, круглые столы и др. Для того чтобы выбрать определенную траекторию для самообразования и самоорганизации обучаемого, ему нужен совет старшего наставника - тьютора, не столько совет, сколько постоянное сопровождение. Взаимодействие с ним осуществляется на основе «субъект -субъектных» отношений, результативно реализовать которые можно в условиях гомеостазиса и адаптации, сохраняющих безопасность жизнедеятельности каждого обучаемого.
Сегодня ни в школе, ни в вузе нет такого наставника (тьютора) не потому, что он не нужен, просто ни одно образовательное учреждение не может себе позволить в материальном плане еще одну «кадровую единицу». Однако изучать особенности открытого образования и деятельность тьютора в его системе необходимо, потому что тьюторское сопровождение образовательного процесса может осуществлять и учитель (преподаватель), и классный руководитель (куратор), и компьютер.
Тьюторская поддержка может иметь социальное, антропологическое и информационное сопровождение [1].
Социальный компонент тьюторского сопровождения направлен на формирование умений общаться с людьми разной культуры, характера, темперамента, логикой мышления. Сформировать такие умения можно в диалоговой форме обучения.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.284 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.286⇒