В качестве СДО с открытым исходным кодом была выбрана среда дистанционного обучения «МооШе»[3], позволяющая создавать качественные дистанционные курсы. По своим возможностям МооШе выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах - это дало возможность дополнить ее новым модулем коллективного принятия решений. Работа этого модуля базируется на генетических алгоритмах.

В отличие от существующих методов коллективного принятия решений, в разработанном методе целевую функцию отбора, генерации и скрещивания идей формируют сами участники. Кроме того, в отличие от методов «мозгового штурма» и «общий мозг» не требуется снимать психологические барьеры между участниками группы. В качестве координатора выступают специально сконструированные правила взаимодействия, формализованные в качестве web-приложения.

Выполнение этих правил позволяет участникам бесконфликтно выходить на составление коллективного ответа. В рамках этого метода получена простая процедура оценки вклада каждого участника в результат коллективной деятельности. В основе целевой функции оценивания лежит аддитивная свертка.

Внедрение вышеописанного модуля в дистанционном обучении позволяет получить более полную информацию об успеваемости учащихся, а также об индивидуальных способностях к обучаемости и применению на практике полученных знаний. Применение модуля в повседневной работе позволяет находить неординарные решения задач, возникающих при работе над проектами.

Организация учебного материала - важнейшая составляющая дистанционного обучения. Авторы подробно рассмотрели возможности МооШе в подготовке учебнометодических материалов, а именно гибкость настроек, широкий выбор составных элементов курса и мощный математический аппарат статистической обработки результатов, а также учтя специфику дисциплины, была выбрана следующая схема обучения. Курс представлен в виде разделов, состоящих из отдельных тем. После изучения лекционных материалов и выполнения практических заданий в составе группы, учащиеся проходят контроль знаний в виде тестирования.

Разработанный программный продукт представляет интерес для организаций с развитой сетью региональных представительств, осознающих то, что одним из важнейших факторов долгосрочного успеха в современном бизнесе является способность компании постоянно повышать квалификацию своих сотрудников.

Литература 1. Протасов В.И. Генетический консилиум - новый метод самообразования и оценки знаний учащихся. Материалы XI специи-ализированной конференции «Информационные технологии в образовании» ИТО 2001 М. 2001 с. 165-167.

2. Протасов В. И. Самоорганизация самообразования в сети на базе метода генетического консилиума. Материалы XI специализи-ованной конференции «Информационные технологии в образовании» ИТО 2001 М. 2001 с. 167 - 168.

3. Ы1р://тооШе.еЬи.111/

РОЛЬ ТЬЮТОРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ Потапова М.В. (mkarasova@yandex.ru)

Применение новых технологий в информатике-стр.283 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.285