Результаты Бартлесона и Бренемана хорошо согласуются с давно известными требованиями к тональному репродуцированию изображений: фотографические отпечатки, рассматриваемые на средне-сером фоне, один в один передают соотношения относительных яркостей стимулов оригинальной сцены. Слайды, предназначенные для проекционного показа в темном окружении, из

Изменения в светлотном контрасте как функция от относительной фотометрической яркости окружения (согласно данным Бартлесона и Бренемана [Бартлесон, 1975]).

Рис. 6.12 Изменения в светлотном контрасте как функция от относительной фотометрической яркости окружения (согласно данным Бартлесона и Бренемана [Бартлесон, 1975]).

готавливаются так, что их трансферная функция близка к степенной с коэффициентом примерно 1.5 (или, как говорят: гамма всей фотографической системы примерно равна 1.5), то есть диапозитивы имеют высокий физический контраст, дабы противодействовать редукции визуального контраста, обусловленной темным окружением. То же касается и телевизионных изображений, обычно рассматриваемых в тусклом окружении: их воспроизводят с использованием степенной функции с коэффициентом 1.25 (гамма телевизионной системы равна 1.25).

Подробнее о необходимости компенсации влияния окружения в репродуцировании изображений (и в целом об истории этого вопроса) см. у Ханта (1995) и Фершильда (1995).

В 1967 г. Бартлесон и Бренеман опубликовали уравнения, весьма удачно прогнозирующие экспериментальные результаты; а в статье, посвященной оптимизации тоновых репродукций, Бартлесон (1975) дал набор простых уравнений, имевших большое практическое значение.

На рис. 6.12 показаны предикторы светлоты (как функции от относительной яркости в различных условиях окружения), согласующиеся с результатами Бартлесона и Бренемана. Данный график математически идентичен данным Стивенсов (рис. 6.10): прямые линии с разными углами наклона к логарифмическим осям можно пересчитать в степенные функции по линейным осям и получить кривые, сходные с кривыми Бартлесона и Бренемана (рис. 6.12).

Модели цветового восприятия, такие, как модель Ханта, RLAB и ряд CIE-моделей, включают в себя предикторы влияния окружения на визуальный контраст изображений.

Очень часто пользователи графических компьютеров выключают в помещении свет, дабы CRT-дисплей воспринимался более контрастным. В результате окружение становится темным, что, согласно Бартлесону и Бренеману, должно, напротив, привести к падению контраста изображений на экране, но мы видим, что прогнозы ученых противоречат нашему повседневному опыту. Однако же причина происходящего в том, что источники освещения в рабочей комнате обычно дают паразитные рефлексы на экран дисплея, понижающие физический контраст изображения, и если окружение дисплея удается осветить без рефлексов на поверхность монитора (к примеру, за счет расположения источников света позади монитора), то визуальный контраст изображения на экране оказывается большим, нежели в темном помещении.

6.10 КОГНИТИВНОЕ ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ ОСВЕТИТЕЛЯ

Механизмы хроматической адаптации можно разделить на сенсорные и когнитивные. Хантом и Винтером (1975), а также Фершильдом (1992, 1993) четко установлено, что сенсорные механизмы не в состоянии обеспечить хроматическую адаптацию в полном объеме, однако в типичных условиях просмотра наблюдатели воспринимают окрашенные объекты так, как будто адаптация по осветителю того или иного цвета прошла полностью (к примеру, белый объект воспринимается белым при свете лампы накаливания, флуоресцентном свете или дневном). Поскольку, как было сказано выше, сенсорные механизмы неспособны обеспечить такое восприятие, мы говорим, что процесс хроматической адаптации завершают т.н. когнитивные механизмы, основанные на знании объектов, освещении и условиях просмотра в целом (подробности см. в гл. 8).


⇐ вернуться назад | | далее ⇒