«Обесцвечивание осветителя» относится к когнитивной интерпретации наблюдателями цветовых стимулов, определяемой особенностями освещения, что в конечном итоге позволяет воспринимать цветовые стимулы объектов независимо от изменений в освещении (и что в целом вполне совместимо с бытовым утверждением, будто цвет так или иначе «привязан» к объекту). Суть эффекта когнитивного обесцвечивания осветителя важно понять, и иметь в виду то, что этот эффект учтен в ряде моделей цветового восприятия (к примеру, в модели Ханта, RLAB-модели и пр.).
Учет эффекта когнитивного обесцвечивания осветителя полезен в работе с изображениями, к примеру, при сравнении изображений, выполненных на разных носителях: при рассматривании отпечатков наблюдатели способны подстраиваться под цвет осветителя, однако же, когда они смотрят на экран монитора, в их поле зрения нет освещенных объектов, и эффекта когнитивного обесцвечивания осветителя не возникает. Таким образом, в некоторых ситуациях бывает необходимо смоделировать изменения в режиме просмотра.
Имеется ряд важных исследований, выполненных совсем недавно и посвященных изменениям в цветовом восприятии, индуцированным сложностимуль-ными структурами и наблюдательской интерпретацией. Описание экспериментов можно найти у Гилхриста (1980), Аренда и Ривса (1986), Аренда и Гольд-штайна (1987, 1990), Ширилло (1990), Аренда (1991, 1993), Ширилло и Шевел-ла (1993, 1996), Ширилло и Аренда (1995), Корнелиссена и Бреннера (1995).
Работы Гравена и Фостера (1992), а также Спайгле и Брайнарда (1996) по-
Рис. 6.13 Пример пространственного симультанного контраста: центральные круги физически одинакового диаметра.
священы способности наблюдателей выявлять отличия в освещении отдельно от отличий в цвете объектов.
Лотто и Пурвс (2002), а также Пурвс с коллегами (2002) объединили множество концепций, создав изящную эмпирическую теорию цветового восприятия.
6.11 ПРОЧИЕ КОНТЕКСТНЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Диапазон эффектов цветового восприятия, зависящих от структуры и/или контекста стимулов, очень широк: некоторые из них относятся к категории оптических иллюзий, другие представляют интерес для традиционной колориметрии (а порой, и для моделей цветового восприятия).
Оптических иллюзий великое множество, и почти каждая серьезная публикация, посвященная цвету или зрению в целом, обязательно включает в себя хотя бы частичное их описание, к примеру: Ванделл (1995), Барлоу и Моллон (1982), Гурвич (1981) и др., поэтому нет смысла повторяться. Мы лишь приведем ряд примеров, иллюстрирующих важность контекстных и структурных эффектов в цветовом восприятии.
Рис. 6.13 демонстрирует возникновение структурной иллюзии, которая имеет мало общего с цветом, но подчеркивает важность окружения стимула: оба центральных круга имеют одинаковый диаметр, однако тот, что окружен большими кругами, воспринимается как круг с меньшим диаметром. Данный эффект не относится к цветовой проблематике непосредственно, но, тем не менее, он демонстрирует влияние на восприятие пространственных вариаций стимулов, а также несомненную функциональную связь между восприятием пространственным и восприятием цветовым.