Принято считать, что в обычных просмотровых ситуациях когнитивные механизмы восприятия «обесцвечивают осветитель», благодаря чему сохраняется ахроматичность восприятия немаркированных образцов. Возможно, хель-соновская «монохроматическая будка» и недавние гаплоскопические эксперименты не позволяли когнитивным механизмам работать во всю силу.

Странность хельсоновских результатов еще и в том, что наблюдатели отметили высокую насыщенность образцов (6-8 по манселловской шкале), имевших светлоту меньше 2, - такое восприятие невозможно в принципе, поскольку образец с манселловской светлотой 2 очень близок к черному и не может восприниматься одновременно и темным, и высокохроматичным. Вероятно, наблюдатели столкнулись с т.н. высокохроматичным «отблеском»1 на темные объекты, имевшим место в данных условиях просмотра, и который можно объяснить симультанным контрастом и неполной адаптацией.

Недавние попытки Манселловской научной лаборатории воспроизвести эффект Хельсона - Джадда выявили одно уникальное свойство восприятия: эффект Хельсона - Джадда не наблюдается в случае сложных стимулов, но заметен тогда, когда отдельные немаркированные патчи рассматриваются на равномерном фоне (даже два соседних стимула от двух немаркированных образ цов, отличающихся друг от друга на один шаг по отражательной способности, уже слишком сложны для возникновения данного эффекта).

К тому же, согласно Хельсону, необходим свет, близкий к монохроматическому. В таких условиях наблюдатели действительно говорят о хроматическом «отблеске» на те образцы, которые темнее фона, и появлении у них цветового тона, дополнительного к тону осветителя. Любопытно, что в данном эксперименте только 50%испытуемых сообщили, что вообще наблюдали какие-либо эффекты.

Несмотря на то, что прикладная ценность эффекта Хельсона - Джадда весьма спорна, все-таки он поднимает ряд интересных научных вопросов и наводит на серьезные размышления, так как влияет на результаты прогнозов, выполняемых некоторыми моделями цветового восприятия.

Итак,

^ Эффект Хельсона - Джадда выражается в том, что немаркированные образцы, рассматриваемые при высокохроматичном освещении, приобретают цветовой тон источника освещения, если они светлее, чем фон, и дополнительный цветовой тон, если они темнее фона.

6.9 ЭФФЕКТ БАРТЛЕСОНА - БРЕНЕМАНА

(ЗАВИСИМОСТЬ КОНТРАСТА ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТ ОКРУЖЕНИЯ)

Примерно в то же самое время, когда Стивенсы (1963) занимались исследованием визуального контраста (растущего по мере повышения уровня фотометрической яркости), Бартлесон и Бренеман (1967) интересовались визуальным контрастом при восприятии сложных стимулов (то есть - изображений), в частности, зависимостью от разных уровней яркости и вариаций окружения. Исследователи зафиксировали результаты, сходные с эффектом Стивенса (зависимость визуального контраста от уровня фотометрической яркости), к тому же, они получили ряд дополнительных интересных данных, свидетельствующих о зависимости визуального контраста от относительной яркости окружения изображения.

Экспериментальные данные, полученные Бартлесоном и Бренеманом через установку соответствий и последующее шкалирование результатов, показали, что визуальный контраст изображений растет по мере перехода окружения от темного, через среднее, к светлому. Данный эффект возникает потому, что темное окружение заставляет темные области изображения казаться светлее, в то время как влияние окружения на светлые области незначительно (белые участки остаются белыми несмотря на изменения в окружении). Таким образом, поскольку в темных областях изображения визуальные изменения больше, нежели в светлых, на выходе имеем изменения в визуальном контрасте.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒