Попытки описать цвет с сугубо физических позиций относятся к области спектрофотометрии и спектрорадиометрии.
Раскладывая визуальный ответ низшего уровня на составляющие, мы входим в область колориметрии.
Когда в целях наиболее полного описания восприятия цветовых стимулов принимаются во внимание многие другие переменные - исследование оказывается в сфере моделирования цветового восприятия. Последнее и есть предмет нашей книги.
Теперь обратимся к простым и сугубо бытовым наблюдениям:
- свет фар приближающегося автомобиля почти что ослепляет нас ночью, но едва различим днем;
- по мере того как свет становится все более и более тусклым, цвета «вянут», но объекты остаются вполне различимыми;
- звезды днем не видны;
- стены недавно окрашенной комнаты существенно отличаются по цвету от пробной выкраски;
- одна и та же фотография в разных паспарту воспринимается по-разному;
- отпечатки не соответствуют оригиналам, отображенным на экране монитора;
- сцена воспринимается более красочной и контрастной солнечным днем;
- синие и зеленые объекты становятся неразличимыми при тусклом освещении;
- рано утром почти невозможно разобраться в оттенке темных носков (например, черных, коричневых или синих) и подобрать парный;
- не существует серой или коричневой электролампочки;
- не существует красно-зеленого или желто-синего цветов.
Ни один из вышеперечисленных феноменов невозможно объяснить путем физических измерений материалов и/или освещения. Чтобы выполнять достоверные прогнозы подобных эффектов, физические измерения должны быть объединены с некими иными измерениями, выполненными при фактических условиях просмотра, а полученные данные обработаны моделями человеческого зрительного восприятия. Каждое из описанных выше наблюдений (и множество других, сходных с ними) может быть объяснено различными феноменами цветового восприятия и учтено его моделями, однако с помощью существующей техники цветовых измерений, называемой иногда базовой колориметрией, они не могут быть истолкованы никоим образом.
Наша книга детализирует отличие базовой колориметрии от моделей цветового восприятия, дает общеконцептуальное толкование процесса человеческого зрения и его феноменов, а также предлагает примеры использования моделей цветового восприятия при решении текущих технологических задач, в частности таких, как цифровое цветовоспроизведение. По прочтении «Моделей цветового восприятия» читатель сможет легко объяснить каждый из зрительных феноменов, описанных выше.
Базовая колориметрия дает нам фундаментальные методы цветовых измерений, используемых для спецификации цветовых стимулов в логике их сенсорного потенциала (применительно к некоему усредненному наблюдателю). Однако сами по себе эти методы могут быть использованы лишь для определения того, соответствуют ли два стимула друг другу по зрительному ощущению или нет в одинаковых условиях просмотра.