Высшая колориметрия (advanced colorimetry) имеет целью поднять базовые колориметрические методы на уровень спецификации цветовых отличий по перцепционным размерностям, то есть в конечном счете на уровень описания самоего цветового восприятия.
Методы спецификации цветовых отличий, разработанные и усовершенствованные в последние два десятилетия, достигли такого уровня, что некоторые из них приняты в качестве международных стандартов, однако заключительным этапом исследования являются модели цветового восприятия, поскольку именно они призваны дать математическое описание восприятия стимула в широком диапазоне различных условий просмотра. Отметим, что модели цветового вос приятия, оставаясь в течение последних двадцати лет предметом сугубо научных изысканий, в последнее время стали остро востребованы практикой: они начинают находить активное применение в системах цветовоспроизведения, совершенствуя методики управления цветом. Последние требуют от ученых, инженеров, программистов, специалистов по изображениям и пр. четкого понимания идеологических основ, конструкции и возможностей моделей цветового восприятия.
Чтобы лишний раз не усложнять изучение материала, дадим толкование описанных зрительных эффектов:
- изменение в восприятии света фар приближающегося автомобиля может быть в целом объяснено процессами световой адаптации и описано законом Вебера;
- «угасание» цветов при тусклом освещении (но без потери видимости объектов) объясняется переходом от трихроматического колбочкового зрения к монохроматическому палочковому;
- приращения интенсивности свечения звезд по отношению к фотометрической яркости дневного неба недостаточно для того, чтобы звезды стали видимыми, в то время как при той же яркости, но на ночном небосклоне - звезды отчетливо видны. Последнее легко объясняется изменением визуального порога восприятия;
- цвет образца не соответствует цвету стены, поскольку изменились размер, окружение и освещенность цветового стимула;
- изменение цвета окружения (или фона) глубоко влияет на восприятие стимула (что может иметь огромное значение для фотографов и живописцев);
- даже если монитор и принтер тщательно откалиброваны и точно характеризованы, отличия в носителях, белых точках, уровне фотометрической яркости и окружении все равно приведут к тому, что отпечатанное изображение будет существенно отличаться от оригинала;
- явное увеличение полноты цвета и контраста сцены при повышении уровня освещенности объясняются эффектами Ханта и Стивенса;
- низкий уровень освещенности при свете ламп накаливания не в состоянии обеспечить энергию, необходимую для запуска в зрительной системе человека механизма коротковолновой чувствительности, благодаря чему зеленые объекты неотличимы от синих;
- при тусклом утреннем свете способность к цветовому восприятию стимулов понижена;
- восприятие серого и коричневого возникает только в отношении т.н. неизолированных цветовых стимулов, и, таким образом, источники освещения не могут быть серыми или коричневыми, поскольку являются наиболее яркими элементами сцены;