Три из четырех кубиков, показанных на рис. 4.1, имеют три разных цвето-

Компьютерная презентация четырех кубиков, освещенных двумя источниками света с различной интенсивностью и разными углами освещения. Используется для демонстрации различных атрибутов цветового восприятия.

Рис. 4.1 Компьютерная презентация четырех кубиков, освещенных двумя источниками света с различной интенсивностью и разными углами освещения. Используется для демонстрации различных атрибутов цветового восприятия.

вых тона: красный, зеленый и синий; четвертый - белый и, следовательно, ахроматичный, не обладающий цветовым тоном.

4.4 СУБЪЕКТИВНАЯ ЯРКОСТЬ И СВЕТЛОТА

^ Субъективная яркость (Brightness) - это атрибут зрительного ощущения, согласно которому область просмотра воспринимается как испускающая большее или меньшее количество света.

^ Светлота (Lightness) - это субъективная яркость области просмотра, оцениваемая относительно субъективной яркости аналогично освещенной поверхности, воспринимаемой как белая или высокопрозрачная.

Примечание: только неизолированные цвета (см. параграф 4.7) имеют светлоту.

Определения субъективной яркости и светлоты вполне конкретны и интуитивны, но важно отметить, что субъективная яркость относится к абсолютному уровню восприятия, тогда как о светлоте мы говорим как об относительной субъективной яркости, то есть о субъективной яркости, нормированной на отличия в освещении или условиях просмотра. Классический пример: лист бумаги, например страница данной книги. Если этот лист освещен типичным офисным светом, то он будет обладать определенной субъективной яркостью и доО О / ' U U вольно высокой светлотой (вероятнее всего - это будет самый светлый стимул в поле зрения и, следовательно, белый): если смотреть на книжку при солнечном освещении, то от страницы будет отражаться значительно большее количество энергии и бумага будет восприниматься более яркой, однако, вероятнее всего, бумага по-прежнему будет предъявлять нам самый светлый стимул поля зрения и сохранит свою высокую светлоту, причем приблизительно такую же, как и при офисном освещении. Иными словами, бумага по-прежнему воспринимается белой, даже несмотря на то, что солнечное освещение куда ярче, чем офисное. Фактически это был пример того, что светлота в целом константна.

На рис. 4.1 показаны четыре кубика, освещенные двумя источниками с различной интенсивностью, но одинаковой цветностью. Представьте себе, что вы действительно рассматриваете эти кубики при таком освещении: в этом случае станет ясно, что разные стороны кубиков по-разному освещены и демонстрируют различные яркости. Однако, если попросить вас оценить светлоту красного, зеленого и синего кубиков, вы дадите однозначный ответ, что все три кубика на сходных гранях имеют одинаковую светлоту, поскольку вы будете интерпретировать светлоту как яркость относительно яркости аналогично освещенного белого объекта.

4.5 ПОЛНОТА ЦВЕТА И НАСЫЩЕННОСТЬ

^ Полнота цвета (Colorfulness)1 - это атрибут зрительного ощущения, согласно которому область просмотра воспринимается как более или менее хроматичная.

Примечание: для цветового стимула с данной цветностью (в случае неизолированных цветов) и с данным коэффициентом яркости полнота цвета обычно увеличивается по мере повышения яркости, за исключением тех случаев, когда яркость чересчур велика.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒