^ Насыщенность (Chroma) - это отношение полноты цвета области просмотра к субъективной яркости аналогично освещенной области, воспринимаемой как белая или высокопрозрачная.
Примечание: для данных условий просмотра и уровней яркости в диапазоне фотопического зрения неизолированный цветовой стимул, испускаемый поверхностью с данным коэффициентом яркости, на всех уровнях этой яркости воспринимается как цвет с данной цветностью и постоянной насыщенностью (за исключением очень высоких яркостей). Если при прочих равных, при данном уровне яркости, коэффициент яркости повышается, то обычно растет и насыщенность.
Как было показано в главах 1-3, цветовое восприятие в целом трехмерно.
Два измерения (цветовой тон и субъективная яркость/светлота) уже были определены, и теперь на очереди полнота цвета и насыщенность.
Полнота цвета относится к насыщенности, как субъективная яркость к светлоте. Соответственно можно говорить, что насыщенность - это относительная полнота цвета, равно как светлота - это относительная субъективная яркость. Полнота цвета описывает интенсивность цветового тона данного цветового стимула. Таким образом, ахроматические цвета демонстрируют нулевые полноту цвета и насыщенность, по мере же увеличения цветового компонента (при постоянных яркости/светлоте и цветовом тоне) полнота цвета и насыщенность растут.
Подобно светлоте насыщенность в целом константна на любых уровнях яркости стимула, однако отметим, что насыщенность может измениться, если меняется цвет освещения. С другой стороны, полнота цвета данного объекта растет по мере повышения яркости стимула, поскольку полнота цвета - это абсолютная перцепционная величина.
Рис. 4.1 демонстрирует отличие полноты цвета от насыщенности: вновь представьте себя в тех же условиях освещения, что и кубики рисунка 4.1. Поскольку разные стороны красного, зеленого и синего кубиков освещены с разной интенсивностью, но одним и тем же светом, они будут отличаться по полноте цвета, однако же, если вы попытаетесь оценить насыщенность кубиков, вам придется признать, что она одинакова у всех трех на всех гранях: так произойдет потому, что вы будете оценивать каждую сторону относительно белого объекта, освещенного сходным образом. Более освещенные стороны кубиков демонстрируют большую полноту цвета, но насыщенность в целом постоянна у каждого кубика.
4.6 ЧИСТОТА ЦВЕТА
^ Чистота цвета (Saturation)1 - это полнота цвета области просмотра по отношению к ее субъективной яркости.
Примечание: для данных условий просмотра и уровней яркости в диапазоне фотопического зрения цветовой стимул с данной цветностью в целом константен по чистоте цвета на всех уровнях своей яркости за исключением сверхвысокой яркости.
Чистота цвета - это уникальный перцепционный опыт, отличный от насыщенности. Аналогично насыщенности, о чистоте можно говорить как об относительной полноте цвета, однако чистота цвета - это полнота цвета стимула по отношению к его собственной яркости, тогда как насыщенность - это полнота цвета по отношению к субъективной яркости сходным образом освещенной области, воспринимаемой как белая. Таким образом, насыщенность стимула оценивается по отношению к другим цветам, тогда как о чистоте цвета мы говорим тогда, когда стимул полностью изолирован от других стимулов. Примером стимула, демонстрирующего чистоту цвета (но не насыщенность) является изолированный от других ночной сигнальный огонь - обычно красные, желтые или зеленые, такие огни весьма чисты и по цветовому восприятию их можно сравнивать со светом фар приближающегося автомобиля, чистота цвета которых близка к нулю (поскольку они, как правило, белые).