О О \ 1 «_» «_» серый, черный и т.д.), а также квалифицирован как яркий, тусклый, светлый, темный и т.п. или описан комбинацией перечисленных наименований.
Авторы определения четко понимали, что цветовое восприятие - далеко не простая вещь, и сделали примечание, которое фактически отвечает на вопрос: зачем нужны модели цветового восприятия?
^ Примечание: цветовое восприятие определяется спектральным распределением энергии цветового стимула и зависит от размера, формы, структуры и окружения области этого стимула, а также от статуса адаптации зрительной системы наблюдателя и его личного опыта пребывания в подобных ситуациях наблюдения (как в превалирующих ситуациях в его жизненном опыте).
Данное примечание прямым текстом говорит нам о большом числе физиче ских, физиологических, психологических и когнитивных переменных, воздействующих на цветовое восприятие, многие из которых обсуждаются в данной книге.
В то время как вышеупомянутое определение цвета неудовлетворительно из-за своей неконкретности, прочие (вполне конкретные) определения представляются еще менее удовлетворительными, к примеру, одно из определений звучит так: цвет - это атрибут зрительного стимула, не зависящий от пространственных и временных переменных. Такое определение вообще никуда не годится, поскольку при отсутствии временных и пространственных вариаций стимула его цветовое восприятие просто исчезнет.
Несмотря на трудности в формулировке определения цвета как такового, различные атрибуты цвета могут быть описаны достаточно точно, и их определения играют важнейшую роль в моделировании цветового восприятия.
4.3 ЦВЕТОВОЙ ТОН
^ Цветовой тон (Hue) - это атрибут зрительного ощущения, благодаря которому область просмотра воспринимается подобной одному из однозначных цветов: красному, желтому, зеленому и синему или комбинации двух из них.
^ Ахроматический цвет (Achromatic Color) - цвет, лишенный цветового тона.
^ Хроматический цвет (Chromatic Color) - цвет, имеющий цветовой тон.
Еще раз повторим: затруднительно, но все же возможно определить цветовой тон без использования конкретных примеров, причем отчасти это определение зависит от природы восприятия цветового тона, что иллюстрирует нам естественная интервальная шкала, традиционно именуемая «цветовым кругом».
Отметим, что не существует нулевого цветового тона. Цвет, лишенный цветового тона, можно описать, но не существует вида восприятия, соответствующего цветовому тону с нулевым значением, поэтому модели цветового восприятия, разговор о которых пойдет в следующих главах, никогда не описывают цветовой тон по шкалам, ранг которых превышает интервальный.
«Круговая» природа цветового тона продемонстрирована на рис. 5.2, иллюстрирующем размерность цветового тона в манселловском атласе цветов. Цветовой круг на рис. 5.2 иллюстрирует также и то, каким образом все цветовые тона могут быть описаны в понятиях «красный», «желтый», «зеленый», «синий» (или их комбинациях), как то предписывает оппонентная теория цветового зрения, а прочие тона включают в себя цветовые переходы, наблюдаемые в видимом спектре или радуге.