4.1 ВАЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Отчего так трудно выработать единую и последовательную терминологию в науке о цветовом восприятии? Возможно оттого, что ответ лежит в самоей природе обсуждаемого предмета: почти каждый из нас знает, каков цвет, почти каждый имеет опыт цветовосприятия, накапливаемый от момента рождения, однако же очень немногие могут точно описать свой цветовой опыт и точно охарактеризовать цвет. Врожденное знание в совокупности с привычкой невнятно выражаться (к примеру: «теплее», «холоднее», «ярче», «чище», «свежее») приводит к тому, что при, казалось бы, полной очевидности обсуждаемого предмета точно охарактеризовать его может далеко не каждый, но если цветовое восприятие описать систематическим, математическим путем, то все составные элементы данного феномена будут иметь четкое и согласованное определение.
Поскольку моделирование цветового восприятия остается сферой активного научного исследования, мы не найдем в истории нашей науки твердых, устоявшихся формулировок. Определения, приведенные в текущей главе, взяты из трех источников: первый и самый авторитетный - «Международный осветительный словарь»1, опубликованный Международной Комиссией по освеще нию - CIE (CIE 1987). «Международный осветительный словарь» включает в себя определения примерно 950-ти понятий и величин, касающихся света и цвета, и создан он «во имя продвижения международных стандартов по величинам, единицам, символам и терминам». Оставшиеся два источника - это статьи Ханта (1977, 1978), в которых он дает описание работы по подготовке к выходу в свет последней редакции упомянутого словаря.
Отметим, что «Международный осветительный словарь» ныне вновь пересматривается, но существует непротиворечащий ему т.н. ASTM-стандарт на феноменологическую терминологию (ASTM, 1995).
Следует иметь в виду, что приведенные ниже определения - это сугубо перцепционные понятия: они характеризуют наше восприятие цветовых стимулов, но не являются определениями специфических колориметрических величин. Напомним, что целью создания и использования моделей цветового восприятия является развитие и использование физически измеряемых величин, коррелирующих с атрибутами цветового восприятия, описанными ниже.
4.2 ЦВЕТ
К определению цвета предъявляются довольно интересные и сложные требования, и, несмотря на то, что каждый из нас знает, каков цвет, очень сложно дать его отвлеченное определение без использования каких-либо примеров. Как мы увидим ниже, даже самые лучшие и самые знающие ученые-цвето-веды, в частности те, что написали «Международный осветительный словарь», не смогли дать такое определение.
^ Цвет (Color) - это атрибут зрительного ощущения, содержащий некую комбинацию хроматических и ахроматических компонентов. Этот атрибут может быть описан как по хроматическому компоненту
/ «_» «_» U U U
(например: желтый, оранжевый, коричневый, красный, розовый, зеленый, синий, фиолетовый и т.д.), так и по ахроматическому (белый,