Краткое описание эталонных условий для формул CIE94 подчеркивает, что для того чтобы отработать универсальную систему измерения цветовых отличий, необходимо выполнить большое число исследований. Описанные проблемы - это лишь часть проблем, которые нужно решать в деле развития моделей цветового восприятия.
Позднее CIE приняла формулу цветовых отличий CIE DE2000 (см. Джонсон и Фершильд 2003, CIE 2001), которая развивает и усложняет концепцию CIE94. И хотя формула DE2000 в отношении ряда данных точнее, чем CIE94, из-за своей повышенной сложности она, вероятнее всего, не получит широкого прикладного распространения.2
3.10 СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
Выше были рассмотрены основные принципы базовой колориметрии (см. рис. 3.1) и начат разговор о колориметрии высшей, однако, несмотря на то, что описанные методы давно устоялись и успешно применяются на протяжении десятилетий, для расширения базовой колориметрии до уровня эффективной спецификации цветового восприятия стимулов в широком диапазоне условий просмотра, треугольник цвета на рис. 3.1 придется дополнить немалым числом данных, то есть, как минимум, данными, описывающими:
- статус хроматической адаптации;
- статус световой адаптации;
- уровень фотометрической яркости;
- цвет фона;
- цвет окружения;
- и т.п.
В следующих главах мы будем обсуждать все эти вопросы, поскольку они лежат на пути к развитым и работоспособным моделям цветового восприятия.
ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА К ГЛАВЕ 3
Особое внимание читателя необходимо обратить на тот факт, что кривые сложения CIE RGB (и, соответственно, их математическое производное - кривые сложения CIE XYZ) получены с помощью трехстимульного визуального колориметра вне какой-либо световой адаптации зрения. Следовательно, трехстимульные значения XYZ - это цветовые координаты стимула при темновой адаптации наблюдателя (Федоров, 1934). Данный факт принципиально важен для облегчения понимания дальнейшего материала книги.
Стоит отметить также, что состояние темновой адаптации часто именуют «состоянием вне адаптации», что спорно.
-______________о
4 ТЕРМИНОЛОГИЯ МОДЕЛЕЙ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
В любой научной дисциплине большая часть знаний заключена в определениях и терминах, которыми пользуются практикующие ученые. Новички понимают, что мало освоить азы той или иной научной концепции: нужно еще выучить профессиональный язык, владение которым необходимо для точного и эффективного научного общения. При изучении науки о цветовом восприятии сказанное особенно важно, и недаром Хант (1978) выразил сожаление по поводу того, что ученые-цветоведы и технологи производств ведут себя подобно Шалтаю-болтаю из «Алисы в зазеркалье», который говаривал: «Когда я произношу слово, оно означает лишь то, что я хочу, - ни больше, ни меньше». Однако все мы знаем, что в итоге случилось с Шалтаем-болтаем.
Понятия и определения, обсуждаемые в данной главе, - это отправная точка дальнейшей работы, а также гарантия того, что обсуждаемые далее концепции, экспериментальные данные и модели будут восприняты последовательно и верно. Как видно из предыдущего текста, нашу профессиональную терминологию нельзя назвать исторически сложившейся - она все время меняется и развивается.