19.10 ЦВЕТОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Когда проблемы прогнозирования цветового восприятия и гамут-мэппинга решены, остается последняя цветовая операция - мэппинг исходных цветов в направлении тех, что в данном конкретном случае приоритетны для наблюдателей. Следовательно, высокоточное цветовоспроизведение может являться лишь этапом цветорепродукционного процесса, но не его конечной целью.
Приоритетный мэппинг должен быть согласован с общим гамут-мэппингом, поскольку оба процесса, во-первых - осознанно искажают цветопередачу, во-вторых - влияют друг на друга. Аналогично гамут-мэппингу, приоритетный цветовой мэппинг зависит от намерений пользователя и/или от характера репродукционной задачи.
В ряде случаев, например в работе с научными и медицинскими изображениями, высокоточное цветовоспроизведение может явиться бескомпромиссной целью, тогда как при работе с фотореалистичными изображениями приоритетное репродуцирование цвета тех или иных объектов (к примеру, неба, кожи, листвы) может сместить приоритеты копирования в направлении идеализированных памятных цветов.
При работе с абстрактными изображениями, такими, как бизнес-графика, приоритетное цветовоспроизведение может по большей части зависеть от возможностей устройства или же смысла самоего бизнес-документа, нежели от исходных цветов изображения.
Культурологические акценты приоритетного цветовоспроизведения
Дополнительным аспектом проблемы приоритетного цветовоспроизведения являются его культурологические акценты.
Системы приоритетного цветовоспроизведения, предназначенные для производственных сфер с разными культурологическими акцентами, обладают разными возможностями, и из опыта работы известно, что неучет данного обстоятельства неизбежно ведет к падению объема продаж цветовоспроизводящего оборудования.
Несмотря на то, что контроль социокультурных аспектов несомненно очень важен (хотя многие из них уже отошли в прошлое и имеют лишь историческую ценность), последние никак не оговорены документально и значимость их мало кем осознается. К примеру, некоторые пользователи отдают жесткое предпочтение цветорепродукционным особенностям той или иной системы лишь потому, что давно к ним привыкли, и любые отклонения от этих особенностей воспринимают отрицательно1. Такие пользовательские уклоны хоть и являются строго культурологическими, в целом давно известны, то есть: большинство (если не все) культурологические акценты приоритетного цветовоспроизведения так или иначе изучены и входят в состав фундаментального определения культуры как таковой.
Разговор о культурологических аспектах цветовоспроизведения безусловно интересен сам по себе и заслуживает дополнительного исследования, однако же Фернандес (2002), занимающийся данной проблемой, не отмечает на современном этапе наличия четкого культурологического деления по цветовым приоритетам: ученый показал, что ощутимо более выражены индивидуальные вариации, нежели средний разброс приоритетов по той или иной социо-куль-турной группе. За вариациями приоритетов (если таковые существуют, конечно) было бы весьма интересно понаблюдать и проследить их историческое развитие по мере прогресса в сферах коммуникации и взаимообмена визуальной информацией.