Сказанное выше, как мы видим, противоречит общераспространенному мнению, будто вся проблема гамут-мэппинга целиком сводится к проблеме цветовых компрессий. Мы видим также, что задача управления цветом в обратном направлении представляется не менее важной и не менее (если не более) сложной. Ясно, что модель цветового восприятия - это лучший участок для описания цветовых охватов и гамут-мэппинга, так как все манипуляции могут быть выполнены в перцепционно-значимых размерностях.
К сегодняшнему дню предложено множество методов гамут-мэппинга, но в целом еще только предстоит создать автоматический алгоритм, способный удовлетворить запросы большинства пользователей.
Читателю, вероятно, окажутся полезными тексты лекций Эванса и Ханта по цветной фотографии (Эванс, 1953; Хант, 1995), в которых показано, что оптимальные репродукции - это те репродукции, что сохраняют цветовой тон элементов оригинала, минимально масштабируют светлоту (с целью сохранить ее относительность и средний уровень, а также масштабируют насыщенность таким образом, что взаимоотношения между относительными насыщенностями различных элементов изображения остаются неизменными. Разумеется,
Рис. 19.2 Несколько проекций трехмерного представления цветовых охватов двух устройств в цветовом пространстве CIELAB. Сплошная фигура - охват типичного термотрансферного принтера. Сетчатая фигура - охват типичного CRT-дисплея.
все эти рекомендации игнорируются, когда речь идет о каких-либо специфических задачах цветовоспроизведения.
Описанные подходы и учет конкретных практических задач, при гамут-мэппинге обсуждаются на страницах работ Стоуна и колл. (1988), Гентиля и колл. (1990), Хошино и Бернса (1993), Вольского и колл. (1994), а также Мон-тага и колл. (1996, 1997).
Несмотря на то, что общего решения проблемы гамут-мэппинга пока не найдено, можно все-таки предложить его базовые концепции:
- для фотореалистичных изображений оправданным решением может явиться следующее: вначале выполняется линейное шкалирование светлот, обеспечивающее перцепционное соответствие белой и черной точек, а также неизменность средне-серой точки (L* = 50); цветовой тон сохраняется, а насыщенность отсекается (clipping) на поверхность целевого охвата (компрессия) или же линейно расширяется до нее.
Упрощенным подходом является заурядный клиппинг внегамутных цветов на поверхность целевого охвата по минимальной дистанции (выполняется в перцепционно-равномерном цветовом пространстве) при одновременной отмене требования на постоянство цветового тона. Однако, такой подход является весьма упрощенным и не дает удовлетворительных результатов (Вольский и колл., 1994; Монтаг и колл., 1996, 1997, Браун и Фершильд, 1999);
- для изображений иных типов, таких, как бизнес-графика, более подходящими окажутся иные стратегии мэппинга: одной из них является приоритетное сохранение насыщенности стимулов, требуемое для сохранения эффектности бизнес-графики. При этом, если необходимо, идут на изменения в цветовом тоне.
Отличия в стратегиях гамут-мэппинга выводят на передний план важность понимания того, каковы конечные цели репродуцирования данного изображения, то есть стратегия мэппинга зависит от того, для чего предназначено данное изображение. Целевое отличие фотореалистичных изображений от бизнес-графики очевидно, однако даже для фотореалистичных изображений (в зависимости от их назначения) выбираются разные стратегии мэппинга. К примеру, наилучший вариант мэппинга для научных или медицинских изображений будет отличаться от варианта, пригодного для репродуцирования произведений живописи, который, в свою очередь, отличен от варианта, оптимального для бытовой моментальной фотографии (consumer snapshot).