с меньшей пространственной частотой, и наоборот. Короче говоря, пространственно-частотная адаптация - это функция клеток коры головного мозга, селективно реагирующих на стимулы с разными пространственными частотами.
Адаптация к движущимся стимулам Адаптация к движущимся стимулам свидетельствует о подобных процессах, происходящих во времени. Пример адаптации к движущимся стимулам мы наблюдаем, когда смотрим титры в конце кинофильма (или двигаем текст на экране компьютера): если в течение нескольких минут следить за ползущими вверх титрами, то можно заметить, что финальная строка, застывшая на экране, воспринимается как движущаяся вниз (и неподвижная одновременно!). Данный эффект возникает потому, что корковые механизмы, отвечающие за восходящее движение, адаптировались к нему, пока шли титры. Когда движение прекращается, реакция механизмов, отвечающих за восходящее и нисходящее движения, должна быть обнулена, но адаптированные (то есть утомленные) «восходящие» механизмы не сразу реагируют так, как должны, и в результате неподвижный текст воспринимается движущимся вниз.
Адаптацию к движущимся стимулам иногда можно наблюдать после долгой езды на автомобиле по шоссе: зрительная система адаптируется к встречному движению и затем, когда машина останавливается, некоторое время кажется, что весь внешний мир движется назад (тогда как реального движения нет).
Обсуждавшиеся выше примеры кортикальной адаптации приводят к следующему логическому заключению: если в зрительной системе существуют адаптационные механизмы столь высокого уровня, то, наверное, также существуют и когнитивные механизмы адаптации? Ответ на этот вопрос - ниже.
8.3 СЕНСОРНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Велик соблазн убедить себя в том, что хроматическая адаптация - это лишь сенсорный механизм, автоматически реагирующий на изменения в конфигурации стимулов. Однако со всей ясностью показано, что хроматическая адаптация зависит в том числе от нашего знания объектов и характера освещения (Фершильд 1992,1993). То есть, мы говорим о существовании когнитивных механизмов адаптации.
Итак, механизмы хроматической адаптации можно разделить на два класса: Сенсорные - автоматически реагирующие на энергию стимула.
Когнитивные - реагирующие на основании знания наблюдателем содержимого сцены.
Сенсорные механизмы
Сенсорные механизмы хроматической адаптации хорошо известны и широко обсуждаются в научной литературе по зрению и цветовому восприятию. В целом, полагают, что физиология этих механизмов состоит в контроле чувст вительности фоторецепторов и нейронов на первых стадиях работы зрительной системы, о чем говорилось ранее. Самые современные теории и самые современные модели сенсорной хроматической адаптации уходят корнями в работу фон Криза, который в 1902 г. писал: «…отдельные компоненты органа зрения полностью независимы друг от друга, и каждый утомлен или адаптирован исключительно в рамках своей функции».
С высоты сегодняшнего знания слова фон Криза звучат не очень корректно, но самоя концепция, несомненно, точна и дает понимание сути. Сегодня тезис о том, что хроматическая адаптация частично реализуется за счет нормировки колбочковых сигналов, известен как закон фонкризовских коэффициентов, который лежит в основе всех современных моделей хроматической адаптации и моделей цветового восприятия.