Когнитивные механизмы
Когнитивные механизмы периодически обсуждаются на страницах научных изданий, но поскольку числовое описание когнитивных эффектов затруднено, о них говорят мало и их четкой теории не существует. Чтобы лучше понять смысл механизмов когнитивной хроматической адаптации, уместно процитировать тех, кто упоминал об этих механизмах в течение последних двух веков.
Гельмгольц в своем трактате по физиологической оптике (1866) высказался о цветовом восприятии объектов следующим образом: «Мы привыкаем оценивать цвет предмета так, будто бы он освещен белым светом; но поскольку нас интересует только цвет - мы не осознаем ощущений, на которых основано наше суждение».
Геринг (1920) - автор оппонентной теории цветового зрения, выдвинул концепцию памятных цветов: «Все объекты, уже знакомые нам по опыту, или те, о которых мы говорим, что хорошо знаем их цвет, - мы видим через призму нашей цветовой памяти».
Джадд (1940), который внес неоценимый вклад в науку о цвете, говорит о двух видах механизма хроматической адаптации: «Процессы, посредством которых наблюдатель адаптируется к осветителю или нивелирует большинство эффектов, связанных с источником недневного света, очень сложны, и известно лишь то, что они частично ретиналь-ны, частично кортикальны».
Эванс (1943), автор монографий и лекций по многим аспектам цветной фотографии и цветового восприятия, высказал соображение о том, почему цвета на фотоотпечатках выглядят вполне приемлемо: «<…>в повседневной жизни мы привыкли считать цвет большинства объектов неизменным благодаря большей склонности человека к запоминанию цветов, нежели к непосредственному цветовому восприятию».
Джеймсон и Гурвич (1989) говорят о ценности множественных механизмов хроматической адаптации, обеспечивающих получение важных данных об изменениях в окружающей обстановке (например, погоде, времени суток, характере освещения), а также получение информации о постоянных физических свойствах объектов сцены.
И наконец, Давыдов (1991) опубликовал монографию о когнитивных аспектах цветового восприятия и распознавания объектов.
Твердая копия и экранное отображение
Как уже было сказано, хроматическая адаптация очень сложна и реализуется за счет сенсорных и когнитивных механизмов. Помнить об этих двух типах механизмов при просмотре изображений на экранах мониторов чрезвычайно важно. Если изображение репродуцировано на носителе, сходном с оригиналом, и рассматривается в аналогичных условиях, то можно без опаски предположить, что механизмы хроматической адаптации, активизирующиеся как при просмотре оригинала, так и при просмотре его репродукции, - сходны. Но что происходит, когда оригинал выполнен на одном носителе, например, на экране монитора, а его репродукция - это твердая копия?
Ряд экспериментов, количественно описывающих составляющие хроматической адаптации (Фершильд, 1992,1993), показал, что часть механизмов, которые активны при рассматривании твердой копии (или реальной сцены), неактивны при рассматривании экранных изображений.
Когда мы смотрим на твердую копию, изображение воспринимается как объект, освещенный превалирующим светом, то есть активны механизмы обеих категорий: сенсорные, отвечающие на спектральное распределение энергии стимула, и когнитивные, обесцвечивающие источник освещения. Изображение на экране не может интерпретироваться как освещенный объект, следовательно, у нас нет осветителя с «известным» цветом и активны только сенсорные механизмы адаптации.