7.4 ЕЩЕ ОБ ИЗОЛИРОВАННЫХ И НЕИЗОЛИРОВАННЫХ ЦВЕТАХ
В четвертой главе были описаны т.н. изолированные и неизолированные цветовые стимулы, однако их фундаментальное значение в спецификации цветового восприятия, их упрощение и унификация в контексте зрительских интерпретаций и их влияние на спецификацию цветовых ощущений (по критериям субъективная яркость/полнота цвета и светлота/насыщенность) требуют повторного разбора. Понимание разницы между неизолированными и изолированными цветами - это наиважнейший момент в понимании концепции зрительских интерпретаций.
Изолированный цвет
^ Цветовое ощущение от поверхности или объекта, изолированное от других цветов.
Неизолированный цвет
^ Цветовое ощущение от поверхности или объекта, связанное с другими цветами.
Перцепционными атрибутами изолированных цветов являются только: цветовой тон, субъективная яркость, полнота и чистота цвета. У изолированных цветов нет атрибутов, требующих оценки относительно белого (и сходным образом освещенного) объекта.
Неизолированные цвета обладают всеми перцепционными атрибутами: цветовым тоном, субъективной яркостью, светлотой, полнотой цвета, насыщенностью и чистотой.
Вспомним, что для полной спецификации цветового восприятия неизолированных стимулов необходимы пять перцепционных размерностей: субъективная яркость, светлота, полнота цвета, насыщенность и цветовой тон. Однако в практике работы с цветом, как правило, не возникает необходимости в знании всех пяти атрибутов цветового восприятия, и обычно для неизолированных цветов интересны и оправданны лишь три относительных параметра: светлота, цветовой тон и насыщенность.
Беседу о различиях между субъективной яркостью/полнотой цвета и светлотой/насыщенностью, а также об относительной значимости этих параметров, можно найти в четвертой главе.
ХРОМАТИЧЕ-КАЯ АДАПТАЦИЯ
В шестой главе мы обсудили различные цветовые феномены, иллюстрирующие тот тезис, что простая трехстимульная колориметрия в большинстве случаев не в состоянии адекватно описать цветовое восприятие. Многие из этих феноменов можно рассматривать как вторичные эффекты, однако хроматическая адаптация - это, несомненно, явление первого порядка.
Трехстимульная колориметрия учит, что для усредненного наблюдателя два стимула визуально соответствуют друг другу, если рассматриваются в одинаковых условиях. Любопытно, что визуальные соответствия сохраняются в очень большом диапазоне условий наблюдения. Однако, несмотря на то, что колориметрическое равенство константно, цветовое восприятие самоей пары стимулов может меняться радикально. Хроматическая адаптация - это как раз тот случай, когда соответствие сохраняется, но ощущение меняется, то есть, мы наблюдаем то самое изменение в цветовом восприятии, которое мы обязаны понять в целях успешного конструирования его моделей.
Понятие «хроматическая адаптация» относится к способности зрительной системы человека приспосабливаться к освещению, меняющемуся в широком диапазоне оттенков, более или менее сохраняя при этом цветовое восприятие объектов. Наверное, данный тезис лучше всего проиллюстрировать цветной обО -( «_» / «_» \ U ^ U ^