ращаемой фотопленкой (слайдом) - то есть системой, не обладающей способностью к хроматической адаптации. Обращаемая фотопленка сбалансирована для экспонирования источниками дневного света, и если на такую пленку снимать объекты при свете ламп накаливания, результирующие слайды будут иметь неприемлемый желто-оранжевый сдвиг. Так получается потому, что фотопленка не может управлять чувствительностью своих красного, зеленого и синего эмульсионных слоев, то есть действовать подобно зрительной системе человека, управляющей чувствительностью цветовых механизмов: человеческое восприятие относительно мало меняет цвета объектов, когда освещение переходит от дневного к свету ламп накаливания.

В данной главе мы рассмотрим основные концепции хроматической адаптации, но прежде отметим, что явления, связанные с ней, изучаются с глубокой древности. Данный вопрос интересовал еще Аристотеля (Ванделл, 1995): «На тканях и вышивках цвета сильно зависят от их взаиморасположения (фиолетовый, например, кажется иным на белой шерсти, нежели на черной), а также от разницы в освещении. Вышивальщицы жалуются, что, трудясь при свете ламп, чаще путаются в этих цветах и берут неправильные».

Множество замечательных материалов, посвященных хроматической адаптации, можно найти в книгах Барлоу и Моллона (1982), Вышецкого и Стайлса (1982), Шпилльмана и Вернера (1990), Ванделла (1995). В журналах опублико ваны статьи Терстиге (1972), Ханта (1976), Бартлесона (1978), Райта (1981), Ленни и Д'Змура (1988).

Удачи любознательному читателю в изучении этой славной литературы!

8.1 СВЕТОВАЯ, ТЕМНОВАЯ И ХРОМАТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИИ

^ Адаптация - это способность организма менять свою чувствительность к стимулу в ответ на изменения в условиях стимуляции.

Отметим, что общая концепция адаптации охватывает все области восприятия.

Механизмы адаптации по продолжительности могут быть сверхкороткими (порядка миллисекунд) или наоборот - сверхдлинными, тянущимися недели, месяцы и даже годы. В целом механизмы адаптации служат понижению чувствительности наблюдателя к стимулу при росте физической интенсивности последнего (к примеру, можно ясно слышать тиканье часов посреди тихой ночи и совсем не слышать его на шумном приеме).

В отношении зрения важны три вида адаптации: световая, темновая и хроматическая.

Световая адаптация

^ Световая адаптация - это процесс понижения чувствительности зрения по мере роста общего уровня освещения.

К примеру: ясной ночью легко увидеть миллионы звезд, но в полдень их на небе столько же - однако днем звезд не видно. Так получается потому, что днем суммарная яркость неба на несколько порядков выше, чем ночью, и поэтому днем чувствительность зрения понижена в сравнении с ночной чувствительностью. Таким образом, разница в яркостях ночного неба и звезд в состоянии обеспечить зрительное восприятие последних, тогда как днем она недостаточно велика.

Другой пример: представьте себе, что вы проснулись среди ночи и включили яркий свет. В первый момент вы ослеплены, не в состоянии разобрать что-либо и можете даже почувствовать легкую боль, но спустя уже несколько десятков секунд вы начинаете постепенно различать предметы. Так происходит потому, что в темноте механизмы зрения находились в наиболее чувствительном состоянии и сразу после включения света (из-за своей повышенной чувствительности) оказываются перегруженными, но спустя непродолжительное время они адаптируются, понижая чувствительность и обеспечивая тем самым нормальное зрение.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒