Из материала предыдущего раздела уже известно, что запрос АОН может ожидаться в любой фазе обслуживания вызова: после занятия соединительной линии в случае исходящего вызова к междугородной АТС (индекс «8»), до фактического ответа в случае вызова спецслужб (первой цифрой индекса, как правило, является «0»), в момент ответа вызываемого абонента; в случае вызова платных сервисных спецслужб (без ограничения индекса), в любой момент времени в процессе разговора для прослеживания злонамеренного вызова и пр.
Средняя доля междугородных исходящих вызовов (к общему числу исходящих вызовов) составляет примерно 8%, и в 15% этих случаев необходим повторный запрос АОН из-за искажений принятой информации. Для 5% междугородных вызовов делается третья попытка идентификации вызова. После этого определение номера вызывающего абонента на междугородной станции заканчивается независимо от того, была ли последняя попытка успешной или нет. Между запросами может проходить время от 0.3 с до 1.2 с. Максимальная длительность попытки (время между двумя запросами) составляет 2.2 с, а последняя попытка (вторая или третья, в зависимости от типа междугородной АТС) может быть несколько более продолжительной - до 2.8 с. Для некоторых типов междугородных узлов последняя попытка длится не более 900 мс.
Спецслужбы могут делать неограниченное число запросов АОН с последующим переходом к предответному состоянию.
Число попыток опознавания источника злонамеренного вызова в районной АТС также по существу не ограничивается, но практически существующие электромеханические АТС делают это дважды без принудительного перехода к предответному состоянию после последней попытки.
В этом месте автор вынужден (несмотря на крайнее нежелание касаться этого вопроса) упомянуть об еще одном активном источнике запросов АОН - абонентских оконечных устройствах (АОУ) с определением номера вызывающего абонента.
Исторически сложившаяся на телефонных сетях СНГ ситуация в области АОУ с АОН обусловлена следующими двумя факторами:
• не самой эффективной реализацией не очень обоснованного требования обеспечения возможности определения номера вызывающего абонента в любой фазе установления соединения;
• успехами СБИС-технологии, позволившими злоупотребить этой функцией фактически с любого абонентского оконечного устройства.
Такое стечение двух обстоятельств сделало телефонную сеть России и телефонные сети других стран СНГ уникальными, не имеющими аналогов в мире. Аналогичные услуги могут быть представлены за рубежом только сетями ISDN, построенными на базе общеканальной сигнализации ОКС7 (см. главу 10). Следует заметить, что в сети ISDN услугу можно запрещать или разрешать, как это будет показано в параграфе 10.3, а условия телефонной сети России позволяют пользоваться данной услугой любому абоненту абсолютно бесконтрольно.
При этом для вызываемого абонента наличие такой услуги чрезвычайно удобно. Более того, ее реализация является практически бесплатной по сравнению со стоимостью такой услуги в сетях ISDN. Так что число пользователей АОУ с АОН вероятнее всего будет продолжать расти. На этот рост оказывают влияние как рыночный фактор, связанный с потенциальным доходом производителей от высокорентабельных телефонных устройств, так и потребности всевозможных специальных служб, использующих АОУ с АОН. Эти службы, в принципе, предпочли бы лишить аналогичной возможности частных пользователей АОУ с АОН и тем более АОУ с анти-АОН, но, в свою очередь, сами не готовы отказаться от использования данной услуги.
Относительно же вызывающего абонента такое использование АОН в какой-то степени ущемляет его права. Действительно, не спрашивая предварительно разрешения у вызывающего абонента, его номер определяется в аппарате вызываемого абонента даже до начала разговора, что позволяет получить и другие данные об этом абоненте: фамилию, адрес и др. Так что тезис о нарушении Прав человека может в принципе рассматриваться в этой ситуации. Остается открытым вопрос о существенности этого тезиса с учетом менталитета абонентов телефонной сети общего пользования Российской Федерации, например, на фоне аналогичных ограничений, связанных с системой прописки, коммунальными квартирами и пр. Этот вопрос, впрочем, должен быть адресован социологам, юристам и политикам и выходит за пределы компетенции автора, чье личное отношение к этой проблеме целиком выражено эпиграфом к данной главе.
Ниже рассматриваются только посылка запроса АОН и прием кодограммы непосредственно в АТС, а не в оконечных абонентских устройствах. Это имеет место, например, для определения источника злонамеренных вызовов.
Эти функции реализуются процессом CNI U.02 приема информации АОН, SDL-дйаграмма которого приведена на рис.
8.5. В процессе используются следующие тайм-ауты: Т1 = 800-850 мс - максимальная длительность трансляции частотной посылки 500 Гц запроса АОН; Т2 = 1150-1650 мс - время ожидания кодограммы АОН.
В исходном состоянии SO процесса CNI U.02 передачи запроса АОН и приема информации АОН ожидается единственное сообщение от ПО обработки вызова АТС - «Занятие». Это сообщение направляется одновременно с посылкой линейного сигнала «Ответ» соответствующим процессом линейной сигнализации. При появлении этого сигнала устанавливаются тайм-ауты Т1 и Т2, выдается команда посылки 500 Гц в соединительную линию и происходит подключение многочастотного приемника (ПрМ).
Далее процесс переходит в состояние S1 ожидания информации кодограммы АОН.
В этом состоянии возможно сообщение о приеме первой цифры кодограммы АОН, после которого сразу же сбрасывается тайм-аут Т 1 и прекращается посылка частотного сигнала 500 Гц. При приеме всей кодограммы, т.е. при появлении последней цифры кодограммы, сбрасывается и тайм-аут Т2, а также освобождается многочастотный приемник.
Затем выполняется процедура декодирования кодограммы, в результате чего информация о номере и категории абонента А возвращается в программное обеспечение обработки вызова АТС. Процесс переходит в исходное состояние 80.
1. Посылается одновременно с посылкой линейного ситала "Ответ/Запрос АОН".
2. От многочастотного приемника в том случае, если число частот не равно двум или а течение 85 мс в кодограмме происходит сбой.
3. В случаях сбоя или отсутствий информации следующая попытка запроса АОН возможна через 600 мс
Рис. 8.5. SDL-диаграмма процесса CNI U.02 посылки запроса и приема информации АОН
При приеме кодограммы АОН возможен и сбой, в результате чего также освобождается многочастотный приемник, направляется сигнал об ошибке в ПО обработки вызова АТС, а процесс переходит в исходное состояние.
В этом же состоянии возможно сообщение о разъединении от ПО обработки вызова АТС, в результате чего сбрасываются оба тайм-аута Т 1 и Т2, снимается посылка частоты 500 Гц, освобождается многочастотный приемник, и процесс переходит в исходное состояние SO.
При завершении тайм-аута Т1 до прихода первой цифры кодограммы АОН снимается посылка частотой 500 Гц, а процесс остается в состоянии S1, продолжая ожидать кодограмму АОН.
При завершении тайм-аута Т2 освобождается приемник, посылается сообщение в ПО обработки вызова АТС об отсутствии информации АОН, а процесс возвращается в исходное состояние.
В результате получения сообщения от ПО обработки вызова АТС об ошибке в кодограмме АОН либо об отсутствии информации АОН возможна повторная попытка посылки запроса, которая осуществляется не ранее, чем через 600 мс после неудачного завершения текущей попытки.
При этом точно так же направляются линейный сигнал «Ответ» в соединительную линию и команда «Занятие» в процесс CNI U.02, а затем все приведенные выше действия повторяются.
⇐Вмешательство телефонистки при занятости вызываемого абонента | Сигнализация в сетях связи | Набор собственного номера⇒